Заказчик просит подписать антикоррупционную оговорку можно ли менять текст

Антикоррупционная оговорка в договоре

Заказчик просит подписать антикоррупционную оговорку можно ли менять текст

В последнее время все чаще в своей работе сталкиваюсь с тем, что в договоры стали включать антикоррупционную оговорку. Обычно она включается в текст договора по инициативе одной из сторон договора.

Мне так же при проверке договоров от контрагентов поступают предложения и даже требования о включении в договор такой оговорки.

В большинстве случаев ее включение является принципиальным и без нее контрагент отказывается заключить договор.

Ранее 2014 года я сталкивался с такой ситуацией только при согласовании (разработке) договоров, когда одной из сторон являлась компания с иностранным происхождением (инвестором), имеющая отношение к западной части света. Для них наличие антикоррупционной оговорки являлось принципиальным и безусловным.

Оговорка в своем содержании имела ссылку на антикоррупционное законодательство иностранного государства.

Несмотря на возражения относительно наличия этой оговорки она все равно включалась так, как заключение договора с таким контрагентом было выгодным и/или необходимым.

Как это обычно бывает коммерция побеждает здравый смыл: деньги получаем сейчас, а проблемы неизвестно будут или нет, а если и будут, то неизвестно, когда. Ну, что тут скажешь, чьи риски тот и принимает решение.

В 2014 году аналогичные предложения/требования стали поступать от российских компаний. Российские компании необходимость наличия антикоррупционной оговорки либо никак не мотивировали, либо ссылались на внутреннюю политику компании, либо объясняли тем, что Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, дополнен статьей 13.

3 которой на организации возложена обязанность разрабатывать и применять меры по предупреждению коррупции, а именно разрабатывать и внедрять в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации.

Также в обоснование необходимости контрагенты ссылаются на «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» разработанные во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г.

№309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
 

1. Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008г

Статья 13.3 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.

2008, содержит обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции и в ней указан, примерный перечень мер по предупреждению коррупции, одной из которых является разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации. Данная норма действует с 2013 года.

При буквальном толковании этой нормы следует, что каждая организация самостоятельно определяет, как и каким образом будет противодействовать коррупции, но не обязана это делать только путем разработки и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации или предпринимать эту меру одновременно в совокупности с другими мерами противодействия. Из данной нормы также следует, что она ориентирована на организацию противодействия коррупции внутри организации, но не между организациями и это правильно. Каждая организация обязана самостоятельно контролировать недопущение проявления коррупции у себя в организации, а также ее сотрудниками при вступлении во взаимоотношения с третьими лицами. Другое дело, когда организации вступая друг с другом в гражданско-правовые отношения и заключая договор, прописывают в нем антикоррупционную оговорку.

Антикоррупционная оговорка является одной из мер по противодействию коррупции, но требует волеизъявления обеих сторон и одна из сторон может выразить желание не указывать эту оговорку в договоре и это ее право.

Отказ, в первую очередь, может быть вызван различной антикоррупционной политикой, применяемой в организациях, общего стандарта нет, каждый реализует требование закона по-своему.

Юридическое или физическое лицо могут отказаться указывать антикоррупционную оговорку не желая смешивать антикоррупционное законодательство и сделку, потому что они хоть и тесно связаны, но все же это разные правоотношения.

Для исполнения антикоррупционного законодательства стороны договора не обязаны возлагать на себя дополнительное обязательство друг перед другом и/или третьими лицами и нести за него ответственность.

Возможно мое рассуждение и моветон, но при осуществлении предпринимательской деятельности в правовом государстве, лица ее осуществляющие обязаны исполнять закон, а не навязанную волю других лиц.

Идем дальше,
 

2. «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» (далее — Методические рекомендации)

Этот документ на момент написания настоящей статьи (2015 год) официально не опубликован и размещен на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Методические рекомендации не распространяются на государственные органы, а также на государственные фонды и организации.

Методические рекомендации также разработаны для организации мероприятий по профилактике и противодействию коррупции внутри организации, но с целью стандартизации антикоррупционной политики государства. Вы можете внутри своей организации руководствуясь данными рекомендациями разработать обязательные для сотрудников вашей компании локальные акты.

В Методических рекомендациях в качестве меры противодействия коррупции действительно рекомендовано вводить в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартную антикоррупционную оговорку (раздел IV таблица №1), но в качестве примера.

Что такое стандартная антикоррупционная оговорка неизвестно, а, рекомендовано, не значит обязательно.

Если руководство организации использует Методические рекомендации или считает их обязательными к использованию внутри своей организации, то оно вправе это сделать, но навязывать включение антикоррупционной оговорки в договор, заключаемый с контрагентом, тем более с наличием в ее тексте обязанности по соблюдению Методических рекомендаций, она не имеет право.

Поэтому компания, у которой имеются локальные акты антикоррупционного содержания или компания собирающаяся такие акты создать, должна осторожно относиться к наличию в них обязанности по включению в договоры антикоррупционной оговорки.

Иначе, в случае заключения договора с «выгодным» контрагентом, договор не будет подписан, если контрагент против антикоррупционной оговорки, либо будет подписан договор без наличия в нем антикоррупционной оговорки и тогда будут нарушены локальные акты, если ими предусмотрено наличие антикоррупционной оговорки в договоре.
 

3. Почему включают антикоррупционную оговорку в договор:

– Как один из способов соблюдения действующего законодательства по борьбе с коррупцией.

– Проявление руководством компании высокоморальных принципов и гражданской ответственности по борьбе с коррупцией. Это зависит от личного мировоззрения руководителя(ей) компании, а не от наличия таковой обязанности в законодательстве.

– Как событие, наступление которого влечет юридические последствия (прекращение договора, уплата штрафов, уплата компенсации и т.д.), обычно негативные для стороны, у которой такое событие наступило.
 

И так, что нам известно об антикоррупционной оговорке:

  1. Действующее законодательство РФ не предусматривает обязанность соблюдения хозяйствующими субъектами антикоррупционного законодательства при вступлении во взаимоотношения друг с другом путем включения каких-либо антикоррупционных оговорок в договор.
  2. Действующим законодательством РФ не установлена обязанность включения каких-либо антикоррупционных оговорок в договор, как основание для возникновения, изменения и прекращения обязательств.
  3. В Российской Федерации любые действия (бездействия) физическими и юридическими лицами должны совершаться (воздерживаться от их совершения) в соответствии с действующим законодательством, поэтому дополнительное указание на необходимость соблюдения очевидного факта уже установленного и закрепленного законом не требуется.

    Независимо от того будет включена антикоррупционная оговорка в договор или нет, хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать законодательство о противодействии коррупции.

    Но при отсутствии антикоррупционной оговорки в договоре, хозяйствующие субъекты руководствуются только нормами права и несут ответственность перед государством, а при ее наличии в договоре хозяйствующие субъекты дополнительно к нормам права, должны будут руководствоваться условиями антикоррупционной оговорки и нести ответственность за ее нарушение друг перед другом.

  4. Факт наличия антикоррупционной оговорки в договоре, и последствий при наступлении указанных в ней событий, требует обязательного и четкого исполнения ее условий, так как она является одним из условий или частью договора.
  5. При наличии в антикоррупционной оговорке ссылки на документ, например, на Методические рекомендации или иной документ, которым стороны обязаны руководствоваться с целью исполнения антикоррупционной оговорки, стороны будут обязаны руководствоваться этим документом в своей деятельности, так как подписав договор с наличием в нем такой антикоррупционной оговорки добровольно взяли на себя такое обязательство.
     

В итоге, о наличии антикоррупционной оговорки в договоре: физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя и не имеющие его, а также юридические лица должны соблюдать антикоррупционное законодательство, но прописывать антикоррупционную оговорку в договорах заключаемых друг с другом, не обязаны

Источник: http://gonzharov.ru/mnenie/korupcia.html

Антикоррупционная оговорка: как и зачем включать в договоры

Заказчик просит подписать антикоррупционную оговорку можно ли менять текст
В 2011-м году Международной палатой был разработан и обнародован текст Правил по борьбе с коррупцией, с собственной модельной антикоррупционной оговоркой.

Текст аналитических материалов, которые сопровождают оговорку, побуждает к инкорпорированию предложенной оговорки в тексте соглашений и контрактов, заключаемых контрактов и соглашений, для уменьшения рисков коррупции по отношению к консультантам, агентам, подрядчикам, дистрибьюторам, поставщикам и прочим сторонам проводимых совместных предприятий. Статьей 7 Закона Великобритании о взяточничестве установлено взимание неограниченного по размеру штрафа с какого бы то ни было субъекта в случае, когда ассоциированное с ним лицо, дает/предлагает для него взятку, при этом не принимаются им должные меры для имплементации адекватных процедур, направленных на предотвращение таких коррупционных проявлений. Руководство юстиции Великобритании на случай таких ситуаций как адекватную превентивную процедуру устанавливают применение контрактных антикоррупционных стандартов в рамках цепочки поставок.

Законом США о предотвращении коррупционной деятельности в отношении иностранных субъектов, который совместно опубликован Минюстом страны и Комиссией по ценным бумагам и биржам, рекомендует применять комплаенс-стандарты по отношению к случаям анализа деятельности деловых партнеров. Антикоррупционные оговорки обычно обязывают более слабую в экономическом отношении сторону следовать определенным стандартам и положениям. Нередко следствием такой политики становится необходимость соответствовать положениям кодексов этических норм для поставщиков либо, как минимум, зарубежного статутного права.

При нарушении соглашения у другой стороны появляется право прекращения дальнейшего исполнения договора либо настаивать на возмещении убытков. Также при подозрении на нарушения другая сторона может получить контрольные права. Контрольные права обычно не соответствуют положениям жестких российских стандартов в вопросах секретности данных. При этом общие обязательства по договору в вопросах соблюдения определенных стандартов и положений нередко приводят к необоснованному затруднению для другой стороны, становясь недействительными из-за норм российского законодательства. В частности, необоснованным затруднением может выступать ситуация, когда договором на одну сторону возлагается обязательство соответствия определенным зарубежным правовым нормам, даже когда нормы в определенных случаях не предписаны к исполнению действующим законодательством. Аналогичным образом широко распространенным является положение, по которому поставщику требуется принятие на себя обязательств относительно субпоставщиков – вне зависимости от природы и размеров нарушений с их стороны, будет, вероятно, характеризоваться в качестве недействительно, при условии, если подпадает под разряд общих положений и условий. Можно охарактеризовать положение договора как общее положение (условие), если не было предварительно особо оговорено сторонами при оформлении контракта, а сторона, намеревающаяся применять это положение, не имела намерения обсуждения его использования с деловым партнером.

  • Переговоры по договору и преддоговорная ответственность

На фоне того, как директоры и предприятия несут ответственность не только за нарушения сотрудников, но также порой за нарушения партнеров, применение усредненных, умеренных антикоррупционных оговорок только рекомендуется, однако не предписывается каким-либо способом. Такие оговорки могут представлять собой значимое дополнение ко всей системе комплаенса, пока учитывается риск их недействительности. Оговорки могут способствовать росту информированности о необходимости соответствовать определенным стандартам. В этом отношении крайне «чувствительным» для положения соглашения может выступать недвусмысленное требование о соответствии ряду статутных норм по отношению к праву аннулированного соглашения. В частности, средняя по размеру компания является ключевым звеном российской индустрии, но при этом была до недавних времен лишена возможность полностью ознакомиться с вопросом комплаенса, из-за чего часто не было представления о юридических законодательных предпосылках в отношении конкуренции и коррупционных преступлений. При этом для комплаенс-оговорок характерен крайне важный «побочный эффект» – как минимум, в сравнении с прочими мерами в отношении комплаенса – уменьшение риска персональной ответственности для директора по факту возможных регулярных нарушений, в частности, при ценовом сговоре, коррупционном поведении и пр. Чтобы уменьшить вероятность ответственности, необходимо сопровождение этих оговорок другими элементами эффективной системы комплаенса.


1)Взяточничество – передача, обещание, предложение, санкционирование либо получение любой неправомерной имущественной или другой выгоды в пользу либо со стороны определенных указанных выше лиц либо других лиц, чтобы сохранить либо получить неправомерные коммерческие или другие преимущества. В частности, при заключении договора поставки для частных либо государственных нужд, получении разрешений со стороны регулирующих органов, таможенном оформлении, налогообложении, судебном разбирательстве, либо законодательном процессе. Часто взяточничество включает:

– Передача части выплат по договору для партийных деятелей, госслужащей, сотрудников других компаний, их родственникам, партнерам либо друзьям. – Обращение к посредникам, включая субподрядчиков, агентов, консультантов, других третьих лиц, чтобы передать выплаты для партийных деятелей, госслужащих либо работников другой компании, их друзей, близких родственников либо деловых партнеров.

2) Вымогательство взятки или склонение к передаче взятки – требование взятки, связанное с угрозами в случае отказа, или без них.

Компании обязуются противодействовать любым попыткам вымогательства взятки, склонения передавать взятку.

Настоятельно рекомендуется для компании информирование по имеющимся официальным и неофициальным каналам о подобных попытках, кроме случаев, когда были такие сообщения об обстоятельствах контрпродуктивными.

3) Злоупотребление влиянием в корыстных целях – склонение либо предложение к получению неправомерной выгоды, чтобы оказать неправомерное предполагаемое либо реальное влияние на госслужащего с целью неправомерного преимущества в пользу первоначального инициатора этих действий либо любого другого лица.

4) Отмывание доходов – от коррупционных практик, которые указаны выше, либо утаивание преступного происхождения, месторождения, источника, способа распоряжения, перемещения либо принадлежности, если известно, что получено данное имущество из-за совершения преступления.

Предназначается Антикоррупционная оговорка ICC, чтобы применять её в любом договоре, в котором указана в полном объеме либо в виде ссылки. Главной целью Оговоркой становится предоставление для Сторон договора условия, который гарантирует соблюдение правил деловой этики со стороны контрагентов в преддоговорный период, в течение срока договора и даже по его завершении.

Включение Оговорки в договор возможна 3 способами:

– Короткий текст и инкорпорация – ссылкой на часть I Правил ICC по борьбе с коррупцией 2011 года (вариант I), – Инкорпорация всего текста части I Правил ICC по борьбе с коррупцией 2011 года в договор (вариант II), – Ссылка на корпоративную программу комплаенс по обеспечению соблюдения антикоррупционных требований, предусмотренную статьей 10 Правил ICC по борьбе с коррупцией (вариант III). Если выбраны варианты I и II, то неоднократное либо существенное нарушение антикоррупционных положений из договора, у Стороны, нарушившей положения, есть возможность устранения допущенных нарушений. Также данная Сторона имеет возможность ссылаться в качестве возражений на принятие достаточных превентивных мер в сфере антикоррупционной политики. Если не предприняты со стороны нарушившей Стороны должные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, либо при невозможности принятия таких мер, и не были приведены убедительные доказательства Стороны, достаточные для обоснования возражения, у другой Стороны есть право прекратить либо остановить действие договора на свое усмотрение. Любой орган по разрешению споров, будь то состав арбитража, или иной орган, при вынесении решения в соответствии с положениями договора о разрешении споров уполномочен определять договорные последствия заявляемого нарушения Оговорки.

  • Арбитражный регламент ICC

Следует для каждой компании внедрить эффективную корпоративную программу комплаенс, направленную на обеспечение следованию антикоррупционным требованиям: – Отражающая Правила ICC, – Основывается на результатах периодической оценки рисков в деловом окружении компании. – Приспособлена к существующим обстоятельствам компании. – Нацелена для предотвращения фактов коррупции, их выявления, также продвижения культуры следования правилам деловой этики в организации. Каждая компания должна рассмотреть вопрос включения для своей программы комплаенс всех либо части из указанных ниже практик. В том числе возможен выбор из указанного списка мер, которые будут считаться компанией самыми подходящими, чтобы должным образом предупреждать коррупцию в текущих обстоятельствах. При этом ни одна из указанных мер не считается обязательной по своему характеру:

1. Выражение явной, сильной, ощутимой поддержки, готовности к реализации корпоративной программы обеспечения следования антикоррупционным нормам Советом директоров либо другим управленческим органом, который несет основную ответственность за деятельность организации, также руководителями высшего звена.

2. Принять четко сформулированный основополагающий внутренний документ, который отражает настоящие Правила, являясь обязательным для всех директоров, должностных лиц, сотрудников и третьих лиц. Распространяется действие документа на все дочерние компании под контролем организации, включая национальные и зарубежные.
3. Совету директоров либо другому органу, на который возлагается основная ответственность за деятельность организации, либо его соответствующему комитету, поручить проведение периодической оценки и независимой проверки соблюдения Правил ICC, с выработкой рекомендаций для определенных мероприятий, либо принимать внутренние документы, направленные на устранение недочетов при необходимости.
4. На всех лиц, вне зависимости от должности, возложить обязанность соблюдать внутренние документы организации, участвовать в рамках корпоративной программы комплаенс для соблюдения антикоррупционных норм.
5. Назначить одного либо нескольких высших должностных лиц ответственным за контроль и координацию мероприятий в рамках корпоративной программы обеспечения следованию антикоррупционных требований, выделяя достаточные ресурсы, полномочия, независимость, обязанность с периодическими отчетами перед Советом директоров либо другим органом, ответственным за деятельность организации, либо соответствующим комитетом.
6. Подготовить рекомендации, при необходимости, по дальнейшему обеспечению следования антикоррупционным нормам, предотвращая действия, которые запрещены согласно внутренним документам и программе организации.
7. Провести надлежащую юридическую проверку, применяя структурированный подход для управления рисками в ходе подбора должностных лиц, директоров, сотрудников, деловых партнеров, привносящих риск обхода Правил КСС и коррупции.
8. Разработать процедуры бухгалтерского учета, составить финансовую отчетность для точного и объективного учета, который невозможно применять для совершения коррупционных действий, либо их сокрытия.
9. Внедрять и поддерживать надлежащие системы контроля, порядка при подготовке отчетности, в том числе провести независимый аудит.
10. Обеспечивать периодический внешний и внутренний обмен информацией об антикоррупционной политике организации.
11. По мере необходимости направлять методические рекомендации в адрес должностных лиц, директоров, деловых партнеров и работников, проводить документальное обучение, направленное на выявление коррупционных рисков при осуществлении текущих операций компании, также обучение лидерским навыкам.
12. В систему аттестации и продвижения по службе руководителей включить проверку знания принципов деловой этики, оценивать достижение цели не только по финансовым параметрам, но также применяемым методам, особенно по соблюдению положений антикоррупционной политики.
13.На условиях абсолютной конфиденциальности выстраивать каналы информирования о существующих опасениях, обращениях за советом, уведомлениях о добросовестно установленных нарушениях.
14. Реагировать на сообщения про нарушения, принимая соответствующие меры, направленные на исправление ситуации, также дисциплинарные меры, рассматривая вопрос публичного раскрытия случаев применения политики компании.
15. Рассмотреть вопрос по совершенствованию своей программы комплаенс, обеспечивая следование антикоррупционным нормам за счет внешней сертификации, экспертизы, обеспечения эффективности.
16. Поддерживать коллективные действия, в том числе предлагать и поддерживать антикоррупционные соглашения по определенным проектам, либо долгосрочные инициативы по антикоррупционной политике в государственном секторе либо соответствующих деловых сферах.

  • Организация международной торговли: формы, методы и помощь

Источник: http://www.iccwbo.ru/blog/2016/antikorruptsionnaya-ogovorka/

Дополнительное соглашение антикоррупционная оговорка

Заказчик просит подписать антикоррупционную оговорку можно ли менять текст

В последнее время все чаще в своей работе сталкиваюсь с тем, что в договоры стали включать антикоррупционную оговорку. Обычно она включается в текст договора по инициативе одной из сторон договора.

Мне так же при проверке договоров от контрагентов поступают предложения и даже требования о включении в договор такой оговорки.

Не редко ее включение является принципиальным и без нее контрагент отказывается заключить договор.

Ранее 2014 года я сталкивался с такой ситуацией только при согласовании (разработке) договоров, когда одной из сторон являлась компания с иностранным происхождением (инвестором), имеющая отношение к западной части света. Для них наличие антикоррупционной оговорки являлось принципиальным и безусловным.

Оговорка в своем содержании имела ссылку на антикоррупционное законодательство иностранного государства.

Не смотря на возражения относительно наличия этой оговорки она все равно включалась так, как заключение договора с таким контрагентом было выгодным и/или необходимым.

Как это обычно бывает коммерция побеждает здравый смыл: деньги получаем сейчас, а проблемы не известно будут или нет, а если и будут, то неизвестно, когда. Ну, что тут скажешь, чьи риски тот и принимает решение.

В 2014 году аналогичные предложения/требования стали поступать от российских компаний. Российские компании необходимость наличия антикоррупционной оговорки либо никак не мотивировали, либо ссылались на внутреннюю политику компании, либо объясняли тем, что Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, дополнен статьей 13.

3 которой на организации возложена обязанность разрабатывать и применять меры по предупреждению коррупции, а именно разрабатывать и внедрять в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации.

Также в обоснование необходимости контрагенты ссылаются на «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» разработанные во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г.

№309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

2.«Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» (далее — Методические рекомендации)

Этот документ на момент написания настоящей статьи (2015 год) официально не опубликован и размещен на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Методические рекомендации не распространяются на государственные органы, а также на государственные фонды и организации.

Методические рекомендации также разработаны для организации мероприятий по профилактике и противодействию коррупции внутри организации, но с целью стандартизации антикоррупционной политики государства. Вы можете внутри своей организации руководствуясь данными рекомендациями разработать обязательные для сотрудников вашей компании локальные акты.

В Методических рекомендациях в качестве меры противодействия коррупции действительно рекомендовано вводить в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартную антикоррупционную оговорку (раздел IV таблица №1), но в качестве примера.

Что такое стандартная антикоррупционная оговорка не известно, а, рекомендовано, не значит обязательно.

Если руководство организации использует Методические рекомендации или считает их обязательными к использованию внутри своей организации, то оно вправе это сделать, но навязывать включение антикоррупционной оговорки в договор, заключаемый с контрагентом, тем более с наличием в ее тексте обязанности по соблюдению Методических рекомендаций, она не имеет право. Поэтому компания, у которой имеются локальные акты антикоррупционного содержания или компания собирающаяся такие акты создать, должна осторожно относиться к наличию в них обязанности по включению в договоры антикоррупционной оговорки. Иначе, в случае заключения договора с «выгодным» контрагентом, договор не будет подписан, если контрагент против антикоррупционной оговорки, либо будет подписан договор без наличия в нем антикоррупционной оговорки и тогда будут нарушены локальные акты, если ими предусмотрено наличие антикоррупционной оговорки в договоре.

В итоге, о наличии антикоррупционной оговорки в договоре:

Физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя и не имеющего его, а также юридические лица должны соблюдать антикоррупционное законодательство, но прописывать антикоррупционную оговорку в договорах заключаемых друг с другом, не обязаны.

Антикоррупционные положения в трудовых договорах работников (образец)

Обновление: 19 апреля 2017 г.

Образец трудового договора с антикоррупционной оговоркой

Первоочередной задачей работодателя при включении антикоррупционных положений в трудовые договоры работников является предотвращение коррупционных правонарушений со стороны работников, связанных с дачей либо предложением взятки, совершением коммерческого подкупа, незаконной выгодой для себя и своих родственников. Антикоррупционная политика на предприятии является элементом правовой культуры как со стороны работодателя, так и со стороны работников.

Антикоррупционная оговорка в трудовом договоре работника (образец)

Включение работодателем во все трудовые договоры с работниками антикоррупционной оговорки является частью мер, направленных на соблюдение законодательства о коррупции.

Помимо антикоррупционных положений в трудовых договорах работников организациям рекомендуемся разработать и утвердить кодекс этики и служебного поведения работников в организации, а также осуществлять специальные антикоррупционные процедуры, включая заполнение декларации о конфликте интересов, ротацию сотрудников, чье служебное положение может влиять на принятие решений либо быть связанным с получением денег и иных материальных ценностей (выгоды, преимущества) при исполнении должностных обязанностей.

Обязанность предпринимать и разрабатывать в своей компании меры, направленные на предупреждение коррупции, регламентируется Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Вместе с тем законодатель предоставляет организациям свободу как в части разработки специальных антикоррупционных процедур, так и в части формулирования антикоррупционных положений в договорах как гражданско-правового характера, так и трудового, поэтому официальных образцов таких документов нет. Приведем образец антикоррупционной оговорки в трудовом договоре работника.

Скачать образец трудового договора с антикоррупционной оговоркой

Антикоррупционные процедуры

Среди антикоррупционных мер в организации можно выделить следующие:

  • использование антикоррупционной оговорки в трудовом договоре работника. Такая оговорка, как правило, предполагает обязательство работника не совершать и по возможности предотвращать возможные коррупционные правонарушения; обязанность уведомить работодателя о факте совершения коррупционного правонарушения и возможном круге лиц, причастных к нему; право работника на вознаграждение за предоставление подобной информации; непривлечение работника к дисциплинарной ответственности в случае сообщения о факте коррупционного правонарушения и неприменение мер уголовного преследования в случае доказанности факта участия и нарушения положений законодательства о коррупции;
  • обучение работников, в том числе ознакомление всех сотрудников с нормативно-правовым регулированием в сфере противодействия коррупции в целом, включая международное и на предприятии в частности; разъяснения законодательства; профилактика; рассмотрение практических ситуаций;
  • антикоррупционные мероприятия при приеме на работу. В первую очередь такие мероприятия направлены на предупреждение конфликта интересов, связанного с возможной подчиненностью родственников работника или членов его семьи или, например, участием родственников в принятии решений, способных принести работнику необоснованную материальную выгоду, и пр.

Антикоррупционная оговорка в договоре — образец 2018 года

Антикоррупционная оговорка в договоре — образец-2018 такого условия приведен в нашей статье. Вектор данного положения договора направлен на соблюдение законодательства о противодействии коррупции участниками договора, и сегодня мы расскажем, как такую оговорку можно составить.

Что такое антикоррупционная оговорка

Антикоррупционная оговорка — это специальное положение договора, предписывающее сторонам такого соглашения следовать требованиям законодательства РФ о противодействии коррупции.

Несоблюдение данного условия договора обычно влечет негативные последствия для нарушившей его стороны, как правило, выражающиеся в прекращении договора, применении предусмотренных законом или договором мер ответственности.

Использование такого рода оговорки является одной из антикоррупционных мер, предусмотренных законом (ст. 13.3 закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273, далее — закон № 273).

Такая оговорка может быть включена в любой тип соглашений.

Например, в качестве образцов антикоррупционной оговорки в договоре можно рассматривать:

  • разд. 7 типового договора на оказание услуг…, утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 09.06.2016 № 1113р;

Источник: https://rkfk.ru/dopolnitelnoe-soglashenie-antikorru-2054/

Почему договоры так сложно читать?

Заказчик просит подписать антикоррупционную оговорку можно ли менять текст

Коллеги, привет!

Меня зовут Павел Мищенко, я юрист и сооснователь Runetlex.

Хочу поговорить о наболевшем. Большинство договоров очень и очень сложно читать.

Открываешь документ, смотришь и впадаешь в транс. Сначала шапка на треть страницы. Потом раздел терминов, каждый из которых занимает абзац. Следом «предмет договора» на несколько страниц. Наконец, «права и обязанности сторон», где точно потеряешь нить повествования, если смог дочитать до этого момента.

Почему так происходит? Честно говоря, у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Но есть несколько версий:

1. Взяли шаблон договора из интернета, потом доделывали под себя, потом доделывали по правкам клиентов. В итоге структура договора просто испарилась под грузом изменений.

2. При разработке все силы и внимание уделялись тому, какие риски следует закрыть. На проработку структуры и формулировок у юристов просто не осталось времени (или желания).

3. Договор специально писали сложно, ведь вроде так принято. Чем запутанней и сложнее — тем круче и солидней.

Наверное, есть еще варианты, кидайте свои версии в комментарии.

Так или иначе, непонятные договоры влекут проблемы для бизнеса.

Расскажу пару примеров из практики:

• Отказ от сделки

Несколько моих клиентов рассказывали истории, как контрагенты отказывались подписывать их старые договоры, потому что они были плохо составлены. Нет денег на нормальный договор — значит и компания несолидная.

• Долгое согласование

Стороны могут месяцами согласовывать договор, потому что юрист или бухгалтер контрагента не может быстро прочитать и осознать документ.

• Долгое внесение изменений

Для внесения изменений в запутанный клубок пунктов его сначала надо распутать, чтобы не написать противоречивые вещи. В итоге дополнительное соглашение на 3 строчки можно делать и согласовывать неделями.

• Сложность при конфликтах

Двойственные и противоречивые положения договора порождают споры, каждая из сторон ссылается на свои пункты, судебный спор превращается в русскую рулетку. Поверьте, из-за плохого договора и несоблюдения его условий споры проигрываются во много раз чаще, чем из-за заинтересованности судьи, как у нас принято считать.

А можно делать понятные договоры? Да, но нужно постараться.

В предмете договора писать только про предмет. Термины и определения нужно использовать только тогда, когда в этом есть необходимость. Раздел права и обязанности не превращать в свалку бесполезных пунктов. Не злоупотреблять ссылками на другие пункты. И так далее и тому подобное.

Я решил поделиться приемами, которые позволяют сделать договор понятней.

Рассказы будут выпускаться в двух вариантах:

• заметки в этом блоге

• ролик на Ютубе или в Фейсбуке.

В качестве первого примера расскажу о том, как упростить раздел права и обязанности сторон.

Итак, 4 простых приема:

1. Посмотрите, есть ли повторения между правами и обязанностями.

Например, в правах исполнителя написано, что он может запрашивать необходимую информацию для оказания услуг. А в обязанностях заказчика указано, что он должен предоставлять информацию для оказания услуг.

Очевидно, что это одинаковые пункты, надо оставить что-то одно. Я, как правило, оставляю обязанность стороны.Более того, иногда все права дублируются обязанностями.

В этом случае стоит задуматься, а нужно ли вообще перечислять права сторон, или можно ограничиться обязанностями.

2. Посмотрите, нет ли пунктов в стиле «капитан очевидность»

Парочка моих любимых примеров: «Заказчик обязан оплатить услуги исполнителя.» Если этого пункта не будет, то он не обязан оплачивать услуги по договору?

«Подрядчик обязан выполнить работы качественно.» Опять же, а в ином случае он может делать некачественные работы?

Уберите эти пункты, и договор от этого ровным счетом ничего не потеряет

3. Посмотрите, нет ли пунктов, дублирующих положения других разделов

Например: «Исполнитель обязан выставить счет Заказчику на оплату услуг».

Смотрим раздел порядок оплаты и видим: «Заказчик оплачивает услуги на основании счета от Исполнителя».

Убираем дублирование и получаем надлежащий результат. Если дублирование происходит частично, и в правах и обязанностях находится какая-то важная информация, то переносим ее в пункт профильного раздел.В этом случае мы получим 2 взаимосвязанных условия рядом, а не в разных разделах договора.

4. Посмотрите, есть ли пункты, из которых можно сделать раздел «порядок исполнения договора».

Например, по договору исполнитель должен через 10 дней подписания договора провести семинар у заказчика. При этом за 5 дней до мероприятия заказчик должен подготовить помещение и оборудование.

За 3 дня до мероприятия исполнитель должен подвезти в помещение раздаточные материалы. За 2 дня заказчик должен направить исполнителю список участников.

В день мероприятия исполнитель должен приехать на объект заблаговременно и проверить оборудование.

Как видно из примера, в промежуток между подписанием договора и мероприятием у сторон поочередно возникают обязанности по договору.

Если эта информация будет в правах и обязанностях, читающему придется для понимания последовательности шагов выписывать ее на бумажку.

Если же она будет в отдельном разделе, то порядок взаимодействия будет сразу виден наглядно. Это упростит и согласование договора и его применение в работе.

Эти 4 простых правила существенно облегчат  договор. Возможно вы с удивлением увидите, что раздел прав и обязанностей в принципе оказался не нужен. Не пугайтесь, такое тоже бывает, ничего страшного в этом нет. Он не священная корова)

Источник: https://zakon.ru/Blogs/pochemu_dogovory_tak_slozhno_chitat/74090

Область права
Добавить комментарий