Положение об отделе внутреннего аудита пример

Тема 5. Регламентация внутреннего аудита

Положение об отделе внутреннего аудита пример

Вопросы:

1. Применениемеждународных стандартов внутреннегоаудита в практике отечественныхпредприятий и организаций.

2. Стандартывнутреннего аудита

3. Институтавнутренних аудиторов и сертифицированныхвнутренних аудиторов (CIA).

4. Кодекспрофессиональной этики внутреннихаудиторов.

5. Регламентациявнутреннего аудита в РоссийскойФедерации.

6. Независимыйвнутренний аудит в организациях сосложной корпоративной структурой.

Этапы созданияотдела внутреннего аудита на предприятии.Приведенное ниже описание процессаорганизации отдела внутреннего аудитане включает в себя сведения о поиске иприеме на работу начальника службывнутреннего аудита.

Эти операции вслучае необходимости могут быть выполненыв любой момент, например на этапепланирования, с тем чтобы будущийначальник принимал участие в процессеформирования своего отдела на всем егопротяжении.

Возможен и другой вариант— сделать один или несколько шагов напути к созданию отдела, для того чтобыполучить более ясное представление ознаниях, опыте и квалификации, какиедолжен иметь потенциальный начальник.

Опыт свидетельствует, что решение оначальнике отдела внутреннего аудиталучше принимать после завершения работынад положением об отделе, которое будетслужить основой его деятельности.

В процессесоздания отдел внутреннего аудитапроходит следующие этапы.

1. Разработкаположения об отделе

По определению,под внутренним аудитом подразумеваетсяпроведение независимого анализа иоценки финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия. Так как работаотдела внутреннего аудита представляетсобой оказание услуг руководству всехуровней и Совету директоров организации,полномочия и обязанности отдела должныбыть определены либо высшим руководством,либо Советом директоров.

Положение оботделе внутреннего аудита должно четкоопределять диапазон и границы обязанностейи полномочий отдела и утверждаться каквысшим руководством, так и Советомдиректоров. Положение, независимо отего формы (краткое или развернутое) ихарактера (конкретное или общее), должносодержать информацию о назначенииотдела. Как правило, Положение об отделевключает в себя следующие пункты:

обязанностиотдела внутреннего аудита;

цели,поставленные в рамках этих обязанностей,для всей организации;

полномочиясотрудников отдела внутреннего аудитадля достижения этих целей;

сведения оборганизационной структуре отдела;

подотчетностьи соответствующие требования.

В российскихусловиях исключительно важно позаботитьсяо том, чтобы в миссии организации особоевнимание уделялось обеспечениюнезависимости службы внутреннего аудитапредприятия.

Независимость внутреннегоаудитора обуславливается тем, что онне должен являться сотрудникомгосударственного учреждения, подчинятьсяконтрольно-ревизионным органам самогопредприятия, работать под их контролем.

Он должен соблюдать стандартыпрофессионального аудиторскогообъединения (ассоциации), подчинятьсятолько высшему руководству предприятияв лице председателя правления, советадиректоров, президента предприятия.

Так, известны случаи, когда на этапесоздания отдела внутреннего аудитапредприятия требование независимостиэтой службы игнорировалось. Это приводило к дублированию работы контролирующихгрупп, потере квалификации сотрудниковотдела и в дальнейшем — к расформированиюэтого подразделения предприятия.

Так, в однойиз крупных холдинговых компаний былосоздано управление внутреннего аудита,которое подчинялось вице-президентукомпании.

В структуре управления работалотдел планирования и контроля,осуществляющий постоянный мониторингструктуры доходов и расходов организациии позволяющий руководителям подразделенийпринимать управленческие решения вминимальные сроки. Руководители некоторыхуправлений (ценных бумаг, проектногофинансирования и др.

) стали использоватьновые схемы и модели, позволяющие сбольшей отдачей вкладывать деньги. Всвязи с этим усложнился учет сделок, врезультате чего через некоторое времяуправление было переподчинено главномубухгалтеру компании.

Это привелок тому, что на всех сотрудников управлениявнутреннего аудита были возложеныобязанности по осуществлению ревизий,подготовке хозяйственных договоров иразработке мероприятий по минимизацииучетных процедур.

Спустя какое–то времяэто управление вообще было расформировано,так как по мнению главного бухгалтера,выполняло работу, усложняющую ведениеучета в компании.

Вместо того чтобыповышать профессионализм и квалификациюбухгалтеров предприятия и искать способыотражения операций по сложным сделкам,было решено отказаться от ежедневногоанализа деятельности подразделений итем самым лишить предприятие развития.

2. Подготовкастратегического плана

Стратегическийплан отдела внутреннего аудита необходимдля определения задач по достижениюего главной цели. В этом отношении нетникаких отличий от любого другогостратегического плана, который направляетдеятельность остальных отделов ворганизации. Единственное но: проведениевнутреннего аудита не являетсястратегической задачей организации.

Это — услуга, оказываемая руководствуэкономического субъекта и способствующаядостижению целей организации. Исходяиз этого стратегический план отделавнутреннего аудита должен разрабатыватьсяс учетом изменений, прогнозируемых наближайшие три-пять лет, а также ихвероятным воздействием на способностьорганизации достичь поставленных целей.

Стратегическийплан отдела внутреннего аудита долженсодержать ответы на следующие вопросы:

Какие основныеизменения планирует руководствоорганизации в ее деятельности, вэкономике?

Предполагаетсяли изменение цели, структуры предприятия?Если да, то на что это может повлиять?

Ожидаются лиизменения на рынках, где действуетпредприятие? Если да, то в отношенииконкурентов, предлагаемых продуктов(услуг) или решений по ценообразованиюи затратам?

Каковы будутпоследствия технологических измененийдля предприятия: внешние и внутренние?

3. Разработкапервичного плана

После тогокак полномочия и обязанности работниковслужбы внутреннего аудита определены,а стратегический план разработан,создается первичный план аудита. Дляопределения областей деятельности,которые должны подвергаться аудиту, иобъема усилий, которые должны бытьзатрачены на каждую из этих областей,чаще всего создается модель оценкирисков и проводится анализ вероятностиубытков.

4. Определениештата

Разрабатываяорганизационную структуру службывнутреннего аудита, необходимо проводитьоценку опыта и квалификации будущихсотрудников отдела.

Залогомуспешной деятельности отдела внутреннегоаудита является оптимальное соотношениеопыта, знаний, профессиональнойаудиторской компетентности и техническихнавыков, необходимых для выполненияпланов аудита.

Штатнымрасписанием рекомендуется утвердить3-4 должности, определяющие вертикальнуюиерархию отдела. Большое вниманиеследует уделить разработке должностныхинструкций сотрудников службы.

Приведемобразец должностной инструкции начальникаотдела внутреннего аудита.

«УТВЕРЖДАЮ»

ПрезидентОАО «_______________»

__________________(_______________)

«____»_______________199_г.

ДОЛЖНОСТНАЯИНСТРУКЦИЯ

Начальникаотдела внутреннего аудита

1. Общиеположения

1.1. Настоящаядолжностная инструкция определяетосновные задачи, права и обязанностиначальника отдела внутреннего аудитаОАО «______________» (далее —предприятие).

1.2. Начальникотдела внутреннего аудита назначаетсяи освобождается от занимаемой должности,переводится на другую работу напредприятии Приказом Президента(Председателя Правления) предприятия.

1.3. Начальникотдела внутреннего аудита подчиняетсяПрезиденту (Председателю Правления)предприятия.

1.4. В своейработе Начальник отдела внутреннегоаудита руководствуется действующимзаконодательством, Уставом предприятия,Положением о службе внутреннего аудита,настоящей Инструкцией и иными внутренниминормативными документами предприятия.

2.Квалификационные требования

2.1. Надолжность начальника службы внутреннегоаудита назначаются лица, имеющие высшееэкономическое образование, с опытомработы в должности бухгалтера, аудитора,ревизора не менее 5 лет.

2.2. Начальникотдела внутреннего аудита должен знатьдействующее законодательство,регламентирующее порядок ведениябухгалтерского учета, составленияотчетности и налогообложения, методыпроведения аудиторских проверок,обладать навыками работы с вычислительнойтехникой в режиме пользователя.

3. Основныезадачи

Организацияконтроля за соблюдением подразделениямипредприятия законодательных и нормативныхактов по вопросам осуществления операцийпредприятия, ведения бухгалтерскогоучета, составления отчетности и повопросам налогообложения.

4. Должностныеобязанности

4.1. Руководстводеятельностью отдела, обеспечениевыполнения задач, возложенных на отдел,организация его работы в соответствиис разработанным планом.

4.2. Разработкаплана работы отдела .

4.3. Обеспечениеповседневного контроля за деятельностьюсотрудников службы, распределениеобязанностей между ними.

4.4. Обеспечениеконтроля за исполнением решенийруководства в отношении деятельностиотдела.

4.5. Вынесениена рассмотрение руководства в установленномпорядке предложений по вопросам,относящимся к деятельности отдела.

4.6. Представлениеработников отдела для назначения надолжности и их увольнения, поощренияотличившихся работников, наложениядисциплинарных взысканий в соответствиис законодательством о труде и правиламивнутреннего распорядка.

4.7. Принятиемер по повышению квалификации, трудовойи исполнительской дисциплины иэффективности труда работников отдела.

4.8. Организацияполучения в установленном порядке впределах своей компетенции информацииот структурных подразделений, филиалов,отделений и подведомственных предприятий.

4.9. Сохранениеконфиденциальности информации информацииоб операциях, счетах и инвестицияхпредприятия, а также об иных сведениях,составляющих коммерческую тайнупредприятия в соответствии с еговнутренними нормативными документами.

4.10. Обеспечениесохранности документов, получаемых илисоставляемых в ходе проверки.

4.11. Соблюдениенорм и правил, установленных внутренниминормативными документами предприятия(приказами, распоряжениями, инструкциямии т.п.).

4.12. Выполнениезаданий руководства по вопросам решениязадач отдела.

5. Права

5.1. Начальникотдела внутреннего аудита обладаетвсеми правами в рамках действующегозаконодательства и документов,регламентирующих деятельность работниковпредприятия.

5.2. Начальникотдела внутреннего аудита имеет правоподписи документов, направляемых отимени отдела по вопросам, входящим вего компетенцию.

5.3. Начальникотдела внутреннего аудита имеет правобеспрепятственного доступа к информациии документации, необходимой ему дляисполнения своих должностных обязанностей.

5.4. Начальникотдела внутреннего аудита имеет правовыносить на рассмотрение руководствапредложения по улучшению работы отделапредприятия в целом.

5.5 Начальникотдела внутреннего аудита имеет праводавать работникам отдела указания повопросам, входящим в его компетенцию.

6. Ответственность

6.1. Начальникотдела внутреннего аудита несетответственность за невыполнение илиненадлежащее выполнение обязанностей,возложенных на него настоящей инструкциейи другими внутренними нормативнымидокументами предприятия, в соответствиис действующим законодательствомРоссийской Федерации.

6.2. Всоответствии с действующим законодательствомРоссийской Федерации начальник отделавнутреннего аудита несет материальнуюответственность за причиненныйпредприятию ущерб.

6.3. Начальникотдела внутреннего аудита несетперсональную ответственность засостоянием трудовой и исполнительскойдисциплины, за соблюдение сотрудникамиотдела коммерческой тайны, а также засоблюдение установленного режимаконфиденциальности по вопросам, входящимв компетенцию отдела.

5. Созданиеструктуры отчетности

https://www.youtube.com/watch?v=_ig8g_B1OEw

Выполняя своиобязанности, работники отдела внутреннегоаудита должны учитывать потребностиразличных групп «пользователей»:

Общего собранияакционеров (учредителей, участников);

Советадиректоров / Правления;

высшегоруководства;

оперативногоруководства;

Независимыхаудиторских фирм;

государственныхили законодательных органов.

Для того чтобыреализовать специфические потребностикаждой группы, службе внутреннего аудитанеобходимо разработать систему отчетностии структуру передачи информации.

6. Принятиепрофессиональных стандартов

На этом этапеотдел внутреннего аудита долженопределить основные направления иправила, которых он будет придерживатьсяв процессе своей работы. Руководство,Совет директоров и внутренние аудиторысами должны установить высочайшиестандарты независимости, объективности,профессионализма, объема работы иметодов ее исполнения, а также принциповуправления отделом.

7. Сотрудничествос независимой аудиторской фирмой

Одним изважнейших факторов, определяющихуспешность работы отдела внутреннегоаудита, является степень согласованностии сотрудничества с независимымиаудиторами — одной из групп пользователейинформации. С точки зрения Советадиректоров и высшего руководствапредприятия объединенные аудиторскиеусилия являются гораздо более эффективными,нежели разрозненные.

Во времявстречи необходимо:

проанализировать предыдущие шаги;

обсудитьтекущие и будущие планы;

оговоритьпроблемы, на которых следует сосредоточитьсяаудиторам;

распределитьи скоординировать аудиторскую работу.

Оценитьрезультаты работы независимых аудиторов/ дать рекомендации.

Источник: https://studfile.net/preview/2058641/page:5/

Внутренний контроль, образец положения

Положение об отделе внутреннего аудита пример

При составлении Положения о внутреннем контроле вы можете использовать Положение, приведенное в файле ответа.

Организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

На практике для этого обычно создают службу внутреннего контроля организации или назначают ответственного сотрудника.

Функции и задачи пропишите в должностных инструкциях сотрудников, которые отвечают за внутренний контроль, и в Положении о внутреннем контроле.

Обоснование

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как организовать ведение бухучета

Внутренний контроль

Организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).* Как именно необходимо организовать такой контроль, в законодательстве не разъясняется.

На практике для этого обычно создают службу внутреннего контроля организации или назначают ответственного сотрудника.

Функции и задачи пропишите в должностных инструкциях сотрудников, которые отвечают за внутренний контроль, и в Положении о внутреннем контроле.*

Из форм

Положение о внутреннем контроле

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

_____________ А.В. Львов

16.07.2015

Положение о внутреннем контроле

в обществе с ограниченной ответственностью «Альфа»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о внутреннем контроле ООО «Альфа» (далее – Положение) разработано во исполнение требований части 1 статьи 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

1.2. Положение определяет цели и задачи системы внутреннего контроля, принципы ее функционирования, а также органы Общества и лиц, ответственных за внутренний контроль Общества.

2. Определение, цели и задачи системы внутреннего контроля

2.1. Внутренний контроль – это процесс, направленный на обеспечение разумной гарантии достижения целей эффективного и результативного использования ресурсов Общества, сохранности активов, соблюдения законодательных требований и представления достоверной отчетности, осуществляемый структурными подразделениями и органами управления Общества, согласно п. 4.1 настоящего Положения.

2.2. Основной целью внутреннего контроля является предупреждение рисков в финансово-хозяйственной деятельности Общества, своевременное принятие мер по их устранению, выявление и мобилизация внутрихозяйственных возможностей и резервов получения прибыли и оказание содействия руководству Общества в эффективном выполнении управленческих функций.

2.3. Внутренний контроль призван обеспечить:

  • доверие инвесторов к Обществу и органам его управления, защиту капиталовложений участников и активов Общества;
  • полноту, надежность и достоверность финансовой, бухгалтерской, статистической, управленческой информации и отчетности Общества;
  • соблюдение Обществом законодательства Российской Федерации, решений органов управления Общества и внутренних документов Общества;
  • сохранность активов и эффективное использование ресурсов Общества;
  • выполнение поставленных стратегических целей развития наиболее эффективным путем;
  • своевременное выявление и анализ финансовых и операционных рисков, которые могут оказать существенное негативное влияние на достижение целей Общества, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью Общества.

3. Процедуры и методы внутреннего контроля

3.1. Внутренний контроль Общества включает в себя следующие процедуры:

  • определение взаимосвязанности целей и задач на различных уровнях управления Обществом, призванной снизить организационные риски;
  • выявление и анализ потенциальных и существующих оперативных, финансовых, стратегических и иных рисков, которые могут оказать влияние на достижение целей деятельности Общества;
  • осуществление внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества;
  • контроль за соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации, устава Общества и иных локальных актов Общества при совершении Обществом финансово-хозяйственных операций;
  • выявление нарушений путем проведения проверок, мониторинга и анализа результатов проверок деятельности Общества;
  • контроль устранения выявленных нарушений;
  • профилактическая работа по предотвращению нарушений путем доведения информации о выявленных существенных нарушениях и недостатках до структур Общества;
  • оценка эффективности работы структурных подразделений, должностных лиц и иных работников Общества;
  • разработка рекомендаций по результатам осуществления процедур, в том числе по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности Общества и управлению рисками;
  • иные процедуры, необходимые для достижения целей внутреннего контроля.

3.2. При проведении процедур внутреннего контроля применяются:

3.2.1) метод инспектирования, суть которого заключается в организации и проведении проверок (в т. ч. внеплановых), обследований с целью установления исполнения требований действующего законодательства Российской Федерации, устава Общества и иных локальных актов Общества при совершении Обществом финансово-хозяйственных операций;

3.2.2) метод наблюдения – метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта;

3.2.3) иные методы, необходимые для осуществления процедур внутреннего контроля.

4. Органы и лица, ответственные за внутренний контроль

4.1. Внутренний контроль осуществляется наблюдательным советом Общества, комитетом по аудиту наблюдательного совета, ревизионной комиссией, генеральным директором Общества, отделом внутреннего аудита Общества.

4.2. Наблюдательный совет Общества определяет политику внутреннего контроля и осуществляет оценку эффективности процедур внутреннего контроля.

4.3. Комитет по аудиту наблюдательного совета Общества осуществляет общую оценку эффективности процедур внутреннего контроля в Обществе (в т. ч. на основании сообщений и отчетов отдела внутреннего аудита Общества). Роль, цели, задачи и компетенция комитета по аудиту отражены в Положении о комитете по аудиту наблюдательного совета Общества.

В рамках осуществления своих функций комитет по аудиту наблюдательного совета Общества рассматривает представленный отделом внутреннего аудита отчет по итогам работы отдела внутреннего аудита за год, а также отчеты по итогам работы отдела внутреннего аудита по поручениям наблюдательного совета и комитета по аудиту наблюдательного совета.

4.4. Ревизионная комиссия Общества является постоянным выборным органом Общества, осуществляющим контроль за его финансово-хозяйственной деятельностью в целом и его органов управления.

4.5. Генеральный директор Общества несет ответственность за проведение процедур внутреннего контроля Общества.

4.6. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности процедур внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется отдельным структурным подразделением Общества – отделом внутреннего аудита.

С целью обеспечения независимости и объективности внутреннего контроля отдел внутреннего аудита функционально подчиняется комитету по аудиту наблюдательного совета Общества, административно – генеральному директору Общества.

Положение об отделе внутреннего аудита согласовывается с комитетом по аудиту наблюдательного совета и утверждается генеральным директором Общества.

Должностные инструкции сотрудников отдела внутреннего аудита утверждаются генеральным директором Общества.

5. Заключительные положения

5.1. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, регулируются законодательством Российской Федерации, уставом Общества.

5.2. Если в результате изменения законодательства Российской Федерации отдельные статьи настоящего Положения вступают в противоречие с ним, эти статьи утрачивают силу, и до момента внесения изменений в настоящее Положение Общество руководствуется действующими законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

5.3. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения генеральным директором Общества.

Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение производится по решению генерального директора Общества.

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/117946-vnutrenniy-kontrol-obrazets-polojeniya

Область права
Добавить комментарий