Общая система налогообложения статья нк рф у юридического лица

Статья 346.13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения

Общая система налогообложения статья нк рф у юридического лица

Новая редакция Ст. 346.13 НК РФ

1.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Налогоплательщики – организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”, в уведомлении о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября 2014 года не указывают.

2.

Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года, вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 февраля 2015 года.

Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” с учетом части 4 статьи 12.

1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя”, вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 апреля 2015 года.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход. В таком случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате единого налога на вмененный доход.

3. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 150 млн.

рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.

14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

В случае, если налогоплательщик применяет одновременно упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного настоящим пунктом, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 настоящего Кодекса.

4.1. Если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, не превысили 150 млн.

рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.

14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик вправе продолжать применение упрощенной системы налогообложения в следующем налоговом периоде.

5. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.

6. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

7. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

8.

В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.

Источник: http://nkodeksrf.ru/ch-2/rzd-8-1/gl-26-2/st-346-13-nk-rf

Общая система налогообложения (ОСН или ОСНО)

Общая система налогообложения статья нк рф у юридического лица

Общая система налогообложения (ОСН) – это совокупность правил и норм, регулирующих ведение бухгалтерского учета и предоставление налоговой отчетности теми организациями и индивидуальными предпринимателями, которые не применяют специальные налоговые режимы. Достаточно часто эту систему налогообложения называют “которую еще называют – общий налоговый режим” или ОСНО.

В случае, если при регистрации организации или постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя Вы не подали заявления о переходе на специальные налоговые режимы, то, как говорится, “по умолчанию” необходимо применять общий налоговый режим.

Применяя ОСНО налогоплательщики – организации и ИП должны в обязательном порядке вести бухгалтерский и налоговый учеты и представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Куда сдавать налоговую и бухгалтерскую отчетность:

Какие налоги надо платить при общей системе налогообложения

При применении общего режима налогообложения необходимо исчислять и уплачивать основные налоги:

  • налог на добавленную стоимость (который сокращенно называют – НДС);
  • налог на имущество организаций;
  • налог на прибыль организаций (кроме индивидуальных предпринимателей);
  • налог на доходы физических лиц (который сокращенно называют – НДФЛ).

Полный перечень налогов, плательщиками которых может являться юридическое лицо или предприниматель, установлен статьями 13, 14 и 15 Налогового кодекса РФ.

Согласно этим статьям Налогового кодекса РФ все налоги делятся на федеральные (которые перечисляются в федеральный бюджет), региональные (которые перечисляются в бюджет региона) и местные (которые перечисляются в местный бюджет.

К федеральным налогам и сборам статья 13 Налогового кодекса РФ относит: К региональным налогам статья 14 Налогового кодекса РФ относит: К местным налогам статья 15 Налогового кодекса РФ относит:

  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог.

По этим же налогам и сборам необходимо предоставлять налоговую отчетность.

При выборе ОСН необходимо уплачивать налоги и взносы во внебюджетные фонды по следующим ставкам:

  • НДС – 0% (льготная ставка, которая применяется только в определенных в НК случаях – основном при экспорте товаров), 10% (льготная ставка, которая применяется при реализации особых видов товаров: некоторых медикаментов, детских товаров, продуктов питания, печатных изданий), 18% (основная ставка, которая действует в большинстве случаев);
  • налог на прибыль – 20%;
  • налог на имущество – 2,2%;
  • НДФЛ (в качестве налогового агента – на дивиденды учредителя) – 9%;
  • НДФЛ (в качестве налогового агента – с доходов работника) – 13%;
  • страховой взнос с фонда олпты труда в Пенсионный фонд РФ (ПФР)– 26% (2010 год), 34 % (2011 год). Страховые взносы в 2012 году в ПФ, ФСС, ФФОМС  (ставки, тарифы, изменения);
  • страховой взнос с фонда олпты труда в Фонд социального страхования (ФСС) – 2,9%;
  • страховой взнос с фонда олпты труда в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) – 3,1%;
  • страховой взнос с фонда олпты труда в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) – 2% (с 2012 года не уплачивается);
  • местные налоги (земельный, транспортный и прочие)

Налоговая отчетность при применении ОСН (полный перечень налоговых деклараций и других форм отчетности и сроки их предоставления (сдачи) при применении ОСН

В какие сроки сдавать отчетность можно узнать в налоговом календаре на 2013 год

Обратите внимание! Если Вы не определились с возможностью применения какого-либо из специальных налоговых режимов (за исключением ЕНВД), то “по умолчанию” должны осуществлять налогообложение своей предпринимательской деятельности в соответствии с общим режимом.

Переход на ОСН

Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года.

Для этого необходимо представить в инспекцию соответствующее уведомление и сделать это не позднее 15 января года, в котором предполагается отказ от УСН (п. 6 ст. 346.13 НК РФ).

Правомерно ли применение общего режима налогообложения, если уведомление представлено с нарушением установленного срока или вовсе не подано в инспекцию?

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/nalogi/tax_osn.html

Налоги индивидуальных предпринимателей

Общая система налогообложения статья нк рф у юридического лица

Частное, или индивидуальное, предпринимательство (ИП) — прекрасный способ повысить свое финансовое благосостояние для человека, обладающего востребованными компетенциями, дисциплинированностью и деловой смекалкой.

Предприниматель может чувствовать себя относительно свободным по сравнению с наемным работником и при этом имеет ряд преимуществ перед бизнесменом, чье предприятие существует в форме полноценного юридического лица.

Это и простота создания и ликвидации дела, и упрощенная отчетность, и свобода в использовании вырученных в ходе предпринимательской деятельности средств — ИП может ими распоряжаться как своим кошельком, что невозможно в случае «полноценной» фирмы.

Есть у ИП и ограничения в работе, сковывающие его свободу, в отличие от юридических лиц. Так, его финансовая ответственность распространяется на все его личное имущество. ИП не может иметь некоторые лицензии, доступные юрлицам, например на торговлю алкоголем.

При отсутствии наемных работников перечисление взносов за социальное страхование для получения больничного и декретных выплат ИП производит в добровольном порядке.

При этом, если таковых выплат не производится, то и в случае болезни или декретного отпуска никакой страховой помощи от государства не последует.

По сравнению с юрлицами ИП гораздо проще разбираться с налоговыми вопросами. Однако разбираться с ними — абсолютно неизбежно. Налоговым чиновникам не интересно, действует индивидуальное предприятие или простаивает, есть ли у него прибыль, а также какие есть проблемы у предпринимателя в личной жизни. Налоговикам нужны вовремя и сполна уплаченные налоги.

Индивидуальный предприниматель может вести коммерческую деятельность в рамках одной из четырех систем налогообложения. Из них три свойственны также и юридическим лицам.

Это, во-первых, так называемая общая система налогообложения (ОСНО), при которой должна вестись полноценная бухгалтерия и должны платиться все налоги, в том числе и налог на добавленную стоимость.

Самый сложный вариант отчетности, но у него есть и плюсы: с контрагентами-плательщиками НДС охотнее сотрудничают крупные компании.

Предприниматели, практикующие уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД), согласно статье 346.26 Налогового кодекса (НК РФ), освобождаются от уплаты НДС и налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Вместо этого с них взимается ЕНВД, рассчитанный на основании статьи 346.

29 НК РФ, исходя из физических показателей деятельности, для каждого вида бизнеса своих — площади торгового зала, количества сотрудников, количества задействованного оборудования.

Упрощенная система налогообложения подразумевает уплату фиксированного налога на доходы ИП (базовая  ставка, утвержденная действующим НК, — 6 %) либо на доходы, уменьшенные на расходы (15 %). Это сильно упрощает ведение бухгалтерии, а кроме того, при такой схеме НДС платится только в особо указанных случаях (например — при ввозе товаров в РФ через таможню).

Практиковать уплату налогов по этой системе могут только индивидуальные предприниматели — юридическим лицам она недоступна. Также не могут применять ее и ИП, в которых задействовано свыше 15 сотрудников. Описывает эту схему статья 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Оплачивая патент на тот или иной описанный в указанной статье вид деятельности, предприниматель освобождается от уплаты НДФЛ и НДС.

При этом виды деятельности, например сопутствующие услуги, практикуемые предпринимателем, но не предусмотренные патентом, подлежат налогообложению в общем порядке. 

Стоит помнить, что граница между индивидуальным предпринимателем как частными лицом и бизнес-субъектом практически отсутствует. Так же как и то, что ИП отвечает за свою несостоятельность всем своим имуществом. Из этого вытекает, например, тот факт, что частное лицо, владеющее недвижимостью более трех лет, при ее продаже не платит НДФЛ.

Лицо, занимающееся индивидуальным предпринимательством, также может не платить этот налог при продаже недвижимости — но только если заключает договор от своего лица, а не от лица ИП. При этом, если ИП извлекал выгоду из данного объекта недвижимости, например, сдавая его в аренду, то и продавцом выступать может тоже только оно.

В этом случае предпринимателю придется уплатить налог с продажи недвижимости по ставкам 6 % или 15 %.

С другой стороны, ИП, действующие по упрощенной системе налогообложения, могут освобождаться от уплаты налога на имущество, используемого в предпринимательской деятельности, — за исключением определяемых законом типов имущества.  

Так же как и любой другой работодатель, ИП обязан производить выплаты по обязательному пенсионному страхованию и медицинскому страхованию.

Если предприниматель выступает лишь своим собственным работодателем, то есть не имеет наемных работников, то он платит только за себя так называемый фиксированный платеж. Размер фиксированного платежа определяется Налоговым кодексом РФ.

По пенсионному страхованию он составляет 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года.

По обязательному медицинскому размер взносов за те же периоды составляют соответственно 5 840, 6 884 и 8 426 рублей. 

Таким образом, для предпринимателя, получившего в течение 2019 года доход не свыше 300 тыс. рублей, сумма фиксированного платежа по обоим видам страхования составит 36 238 рублей. Если же доход предпринимателя превысил сумму 300 тыс. рублей, то дополнительно ему следует уплатить 1 % от суммы превышения в Пенсионный фонд России (ПФР).

Если же индивидуальный предприниматель использует наемный труд, то он должен выплачивать страховые взносы и за своих работников. Ставки по ним не отличаются от установленных для юридических лиц. Так, на обязательное пенсионное страхование сотрудников в ПФР отчисляется 22 % его заработка, на обязательное социальное страхование — 2,9 % и на обязательное медицинское страхование в — 5,1 %.

Источник: https://finsovet.me/upravlenie-raskhodami/nalogi-individualnykh-predprinimatelei/

Общий режим налогообложения, применяемый физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица

Общая система налогообложения статья нк рф у юридического лица

25 июня 2007

Материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО “BKR-Интерком-Аудит”

В соответствии со статьей 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Общая система налогообложения предполагает исчисление и уплату индивидуальным предпринимателем с доходов, полученных от предпринимательской деятельности ряда налогов, предусмотренных НК РФ.

Заметим, что в отличие от организаций индивидуальные предприниматели не признаются плательщиками налога на прибыль. Они признаются плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Правила исчисления и уплаты НДФЛ изложены в главе 23 “Налог на доходы физических лиц” НК РФ. В соответствии со статьей 207 НК РФ плательщиками НДФЛ являются физические лица:

  • налоговые резиденты Российской Федерации в отношении доходов, полученных из российских и зарубежных источников;
  • лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в отношении доходов, полученных из источников в Российской Федерации.

Физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность, исчисляют и уплачивают налог по правилам статьи 227 НК РФ в отношении сумм доходов, полученных ими от осуществления такой деятельности.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками НДФЛ, применяют Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций, утвержденный приказом Минфина России №86н, МНС России №БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 года (далее – Порядок учета доходов и расходов).

Согласно пункту 4 Порядка учета доходов и расходов индивидуальные предприниматели должны вести учет доходов и расходов и хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций (далее – книга учета). Примерная форма книги учета приведена в приложении к Порядку учета доходов и расходов.

Книга учета является основным учетным документом, в котором отражаются сведения об имуществе налогоплательщика, используемом при осуществлении предпринимательской деятельности, а также финансовые результаты его деятельности за налоговый период. Книга учета открывается налогоплательщиком на один календарный год в начале каждого налогового периода.

Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели открывают книгу учета с момента регистрации по 31 декабря текущего года.

Налоговую базу по НДФЛ предприниматели исчисляют на основе данных книги учета.

В течение текущего года предприниматели уплачивают авансовые платежи по НДФЛ. В пункте 8 статьи 227 НК РФ определен порядок исчисления авансовых платежей по данному налогу, согласно которому эти платежи исчисляются не налогоплательщиком, а налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете, и рассчитываются на весь текущий налоговый период.

Авансовые платежи исчисляются на основании:

  • либо сведений (указанных налогоплательщиками в налоговой декларации) о сумме предполагаемого дохода;
  • либо суммы фактического дохода, полученного этими лицами (только от предпринимательской деятельности) в предшествующем налоговом периоде.

Налоговый орган отправляет налогоплательщику письменное уведомление. На основании первого уведомления налогоплательщик уплачивает сумму авансового платежа за период с 1 января по 30 июня не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей.

Во втором и третьем уведомлении налоговый орган предлагает уплатить четверть годовой суммы авансовых платежей соответственно в сроки не позднее 15 октября текущего года и 15 января года, следующего за текущим.

При определении суммы предполагаемого дохода на основании фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период налоговый орган на суммы стандартных и профессиональных налоговых вычетов уменьшает сумму предполагаемого дохода.

Сумма налога на доходы физических лиц исчисляется предпринимателями по итогам налогового периода по доходам от предпринимательской деятельности, дата получения которых относится к данному налоговому периоду. Как следует из смысла нормы пункта 1 статьи 223 НК РФ, у индивидуального предпринимателя в целях исчисления налога учитываются реально полученные в его распоряжение доходы.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком согласно пункту 3 статьи 227 НК РФ с учетом сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

Кроме того, если налогоплательщик кроме доходов от предпринимательской деятельности получал доходы, налог с которых был удержан и уплачен налоговыми агентами, то и эти суммы налога уменьшают сумму налога, подлежащую уплате.

Кроме того, предприниматели обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость.

Следует отметить, что в отношении субъектов малого предпринимательства глава 21 “Налог на добавленную стоимость” НК РФ не предусматривает никакого льготного порядка.

Единственное, чем может воспользоваться субъект малого предпринимательства для того, чтобы не уплачивать НДС, применяя общую систему налогообложения, – получить освобождение от уплаты налога на основании статьи 145 НК РФ.

Обратите внимание!

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 июля 2005 года №119-ФЗ в статье 145 НК РФ, с 1 января 2006 года увеличивается с 1 до 2 млн. руб. предельный размер выручки от реализации, полученной за три предшествующих последовательных месяца, при котором налогоплательщик НДС вправе получить освобождение от исчисления и уплаты налога.

Кроме перечисленных налогов, индивидуальные предприниматели признаются плательщиками акцизов (если осуществляют определенные операции с подакцизными товарами), единого социального налога (ЕСН) и взносов на обязательное пенсионное страхование. Если предприниматель является работодателем, то он перечисляет страховые взносы и в Фонд социального страхования РФ.

Порядок исчисления и уплаты ЕСН предпринимателями зависит от того, по какому основанию они исчисляют налог:

  • со своих доходов от предпринимательской деятельности;
  • с выплат, производимых в пользу наемных работников.

Отметим, что для индивидуальных предпринимателей ставка ЕСН, применяемая в отношении их доходов от предпринимательской деятельности, ниже, чем ставка налога, применяемая в отношении выплат, производимых в пользу наемных работников (статья 241 НК РФ).

Согласно статье 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (далее – Закон о пенсионном страховании) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию по двум основаниям:

  • как лица, производящие выплаты физическим лицам;
  • непосредственно как индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 упомянутого Закона, если индивидуальный предприниматель одновременно относится к этим двум категориям страхователей, то исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Таким образом, особенностью налогообложения индивидуальных предпринимателей является то, что в законодательстве индивидуальные предприниматели рассматриваются, с одной стороны, в качестве самостоятельных плательщиков НДФЛ, ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование, а с другой – в качестве налоговых агентов, т.е. лиц, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет указанных налогов с физических лиц.

Предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, ведут учет хозяйственных операций в книге учета по простой форме без применения Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н (далее – План счетов) и двойной записи. Книгу учета предприниматели вправе вести как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Кроме того, для ведения упрощенной формы бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели могут использовать также неспециализированные бухгалтерские программы, например Excel, в которой они могут вести табличные формы книги учета. Также разработаны специализированные электронные программы по заполнению налоговых деклараций, представляемых предпринимателями по налогам, плательщиками которых они являются при общем режиме налогообложения.

Книга учета для индивидуальных предпринимателей является не только документом для исчисления и уплаты НДФЛ, но и формой учета.

Более подробно с вопросами, касающихся применения различных режимов налогообложения субъектами малого предпринимательства, формы и порядок представления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, порядка государственной регистрации хозяйствующих субъектов, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО “BKR-Интерком-Аудит” “Деятельность субъектов малого предпринимательства”.

Источник: http://www.oviont.ru/ru/useful/arts/2095/

Арбитражный суд Поволжского округа

Общая система налогообложения статья нк рф у юридического лица

 О.В. Логинов, судья ФАСПО

Возможны ситуации, когда юридические лица и предприниматели осуществляют несколько видов деятельности, которые облагаются разными системами налогообложения. В этом случае организация вынуждена вести раздельный учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых в ней.

Одни из них попадают под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, по другим уплачиваются налоги в соответствии с общим режимом налогообложения или упрощенной системой (далее — УСН).

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД) применяется наряду с общей системой (далее — ОСНО) и иными режимами налогообложения (п. 1 ст. 346.26 HK РФ).

Основные разногласия при оценке организации раздельного учета возникают при распределении расходов по видам деятельности, облагаемой ЕНВД, ОСНО или УСН, а также при применении налоговых вычетов налога на добавленную стоимость (далее — НДС). Субъекту предпринимательской деятельности важно понимать, как работает одновременное применение этих систем и каким образом в этом случае подлежат применению налоговые вычеты по НДС.

Налоговые органы критически оценивают раздельный учет, организованный налогоплательщиками

Чаще всего налоговые органы указывают на то, что налогоплательщики неправильно организовывают раздельный учет.

Доначисляя при проверках налоги (УСН или налог на доходы физических лиц и НДС), налоговые органы в подавляющем большинстве случаев придерживаются позиции, что раздельный учет не позволяет определить, какие расходы совершены для обеспечения какого из видов осуществляемой деятельности (ЕНВД, ОСНО или УСН). То же касается и предъявленных налогоплательщику сумм НДС.

Зачастую при доначислениях налоговые органы распределяют между осуществляемыми видами деятельности расходы и НДС пропорционально выручке, полученной от каждого из видов деятельности. Кроме того, налоговые органы указывают, что раздельный учет налогоплательщиками должен быть организован по приобретенным, а не по реализованным товарам.

Между тем такие подходы налоговых органов видятся несправедливыми исходя из нижеследующего. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном ст.

166 НК РФ, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл.

21 НК РФ, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ (налоговые вычеты) (п.п. 1, 2 и 6 ст. 171 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со ст.ст.

154—159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

А при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно, как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

При этом налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.п. 3, 6—8 ст. 171 НК РФ. Вычетам подлежат, если иное не установлено ст.

172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

ЦИТАТА: «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой» (п. 1 ст. 173 НК РФ).

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превысит общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст.

170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1—2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 НК РФ.

Исключение составят случаи, когда налогоплательщик подает налоговую декларацию по истечении 3 лет после окончания соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превысит общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения в соответствии с подп. 1—3 п. 1 ст.

146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ.

Таким образом, перечисленными нормами предусмотрена обязанность налогоплательщика-покупателя товаров (работ, услуг) подтвердить факт предъявления НДС при приобретении товаров (работ, услуг), факт принятия к учету этих товаров (работ, услуг).

Если счета-фактуры, составлены и выставлены с нарушением порядка, установленного п.п. 5—6 ст. 169 НК РФ, они не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Для операций без НДС ранее уплаченный налог учитывается в стоимости этого товара

В случаях если налогоплательщиком осуществляются операции, облагаемые и не облагаемые НДС, размер вычетов НДС, уплаченного поставщикам товаров (работ и услуг), определяется с учетом особенностей, установленных ст. 170 НК РФ.

Пунктом 1 названной статьи установлено, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), если иное не установлено положениями гл. 21 НК РФ, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ.

В случаях приобретения товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Если в дальнейшем товар (работа, услуга) будут использованы для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам) в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению (п. 3 ст. 170 НК РФ).

При этом восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги) были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170НКРФ.

В случае если налогоплательщик осуществляет как облагаемые НДС операции, так и освобождаемые от налогообложения операции, суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), учитываются в их стоимости и принимаются к вычету.

А также — либо принимаются к вычету, либо учитываются в стоимости товаров в пропорции (п. 4 ст. 170 НК РФ). При этом суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), учитываются в их стоимости в соответствии с п. 2 ст.

170 НК РФ — по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС (абз. 2 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Из буквального толкования указанного абзаца следует, что если конкретный индивидуально идентифицируемый товар использован для осуществления операций, не облагаемых НДС, то НДС, уплаченный при его приобретении, учитывается в стоимости этого товара.

Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ — по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемых НДС (абз. 3 п. 4 ст. 170 НК РФ).

То есть, если конкретный индивидуально идентифицируемый товар использован для осуществления операций, облагаемых НДС, то налог, уплаченный при его приобретении, принимается к вычету.

Суммы налога, предъявленные продавцами товаров, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), — по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. В порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения (абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ). Из этого следует, что если конкретный индивидуально идентифицируемый товар (работа, услуга) использован и для осуществления операций, облагаемых НДС, и для осуществления операций, не облагаемых НДС, то НДС, уплаченный при его приобретении, распределяется на вычет и на стоимость товара пропорционально его использованию в облагаемых и не облагаемых операциях.

Пропорция, указанная в абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ, определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период (абз. 5 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Распределять уплаченный поставщикам НДС следует в момент реализации товаров

В аналогичном порядке ведется раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

То есть из буквального смысла данной нормы следует, что размер сумм налога, подлежащего вычету, и размер сумм налога, подлежащего учету в стоимости товара (работы, услуги), определяется в соотношении (пропорциональном либо процентном) выручки от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, к общей выручке от реализации всех товаров. А также в соотношении выручки от реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, к общей выручке от реализации всех товаров соответственно. При этом необходимо отметить, что при определении пропорции не участвуют сведения об уплаченных суммах НДС. При определении пропорции необходимы лишь сведения о размере выручки от реализации товаров (работ, услуг), в том числе о размере общей выручки, выручки от облагаемых НДС операций и выручки от необлагаемых НДС операций. Налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Таким образом, из указанного положения усматривается, что раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам) означает ведение раздельного учета сумм НДС, уплаченных (подлежащих уплате) продавцам товаров.

При этом законодатель ни в ст. 170 НК РФ, ни в гл.

21 НК РФ в целом прямо не указал на момент, когда необходимо распределять уплаченный (подлежащий уплате) поставщикам НДС — в момент приобретения товаров (работ, услуг) или в момент реализации товаров.

В абзаце 5 п. 4 ст. 170 НК РФ законодатель косвенно указал на распределение НДС в момент реализации товаров, определив метод расчета пропорции исходя из стоимости отгруженных товаров. Кроме того, в одном из постановлений Конституционный суд РФ указал, что по смыслу ст. 57 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 1 (ч.

1), 15 (части 2 и 3) и 19 (части 1 и 2), в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Поэтому НК РФ предписывает, что необходимые элементы налогообложения (налоговых обязательств) должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он обязан платить (п.

6 ст. 3). А все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, плательщика сборов (п. 7 ст. 3 НК РФ) (п. 2 постановления КС РФ от 28.03.

2000 № 5-П «По делу о проверке констатуционности подпункта “К” пункта 1 статьи 5 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” в связи с жалобой закрытого акционерного общества “КОНФЕТТИ” и гражданки И.В. Савченко»).

Формальная определенность налоговых норм предполагает достаточную точность этих норм, чем обеспечивается их правильное понимание и применение. Расплывчатость налоговых норм может привести к произвольному и дискриминационному их применению государственными органами и должностными лицами.

Это также может привести к нарушению принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного п. 1 ст. 3 НК РФ.

Исходя из вышеизложенного и принимая во внимание то, что законодатель прямо не предусмотрел момент распределения уплаченных (подлежащих уплате) сумм НДС, полагаем, что в подобных ситуациях возможно применять положения п. 7 ст. 3 НК РФ.

При реализации товаров бюджетному учреждению система налогообложения в виде ЕНВД применению не подлежит

Из системного анализа положений Налогового кодекса РФ следует, что раздельный учет налогоплательщикам следует организовывать любым методом, который позволяет достоверно определить, какое имущество в какой деятельности было использовано.

В то же время с помощью этого метода можно будет определить, во-первых, размер НДС, подлежащего вычету, и размер НДС, подлежащего учету в стоимости товаров, а во-вторых, размер расходов, относящихся к деятельности, облагаемой ЕНВД, и размер расходов, относящихся к ОСНО или УСН и уменьшающих соответствующий размер налогооблагаемой базы.

При этом пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика распределяются расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, и суммы НДС, предъявленные (уплаченные) поставщиками в стоимости товаров, которые не могут быть непосредственно отнесены к конкретному виду деятельности (абз. 4 п. 1 ст. 170, абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ).

Источник: http://faspo.arbitr.ru/node/14713

Область права
Добавить комментарий