Импорт услуг из белоруссии ндс

Как работать с иностранными контрагентами и когда какие налоги платить. 10 карточек об НДС и НДИ

Импорт услуг из белоруссии ндс

Импорт услуг — это получение практически любых товаров или услуг резидентами страны и иностранных контрагентов. Оплата почтового ящика, программного обеспечения и даже услуг гостиницы во время командировки — это все примеры импорта услуг.

Иностранный контрагент — организация, которая не находится в Республике Беларусь, не осуществляет здесь деятельность через постоянное представительство, не состоит на учете в налоговых органах РБ.

У вас должен быть договор и акт выполненных работ. Правда, при работе с иностранными компаниями получить акт выполненных работ сложно. Поэтому подпишите счет со своей стороны и сохраните его.

Как правило, услуги иностранных контрагентов оплачиваются в валюте. Поэтому важно правильно оформить платеж. 

Для этого предоставьте банку договор, переведенный на русский язык. Его можно сделать самостоятельно и заверить подписью человека, который его перевел. Это может быть как сотрудник организации, так и ответственное лицо от организации, с которой заключен договор на перевод. 

В договоре должны быть прописаны:

  • вид оплачиваемых услуг;
  • порядок оплаты;
  • валюта платежа;
  • реквизиты сторон (наименование, регистрационный номер, местонахождение (страна регистрации, юридический адрес) и банковские реквизиты сторон (наименование и страна регистрации банка и БИК (или SWIFT-код), номер счета).

Обратите внимание: если вы перевели аванс за услугу, то сделку необходимо завершить (то есть оформить акт) в течение 90 дней с даты платежа. Если не успеваете, обратитесь в Нацбанк за разрешением на продление срока завершения внешнеторговой операции. В противном случае к вам могут применить штрафные санкции.

Величина штрафа для ответственного лица — 30 БВ. Для ИП или юридического лица — до 0,5% от суммы внешнеторговой операции, не завершенной в установленный срок, за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции (ч.1 ст.11.37 КоАП).

При импорте услуг у иностранных контрагентов возможно два налога:

  • НДС — налог на добавленную стоимость;
  • НДИ — налог на доходы иностранных юрлиц, не осуществляющих деятельность на территории РБ через постоянное представительство.

Для начала уточните, облагается услуга НДС или нет. Для этого:

  • определите вид услуг по договору;
  • посмотрите в ст. 33 НК РБ, признается ли территория РБ местом оказания услуг или нет.

Если нет, будьте спокойны: НДС платить не надо. Декларацию подавать — то же.

Если Беларусь признается местом оказания услуг, НДС придется уплатить вне зависимости от того, являетесь вы плательщиком НДС на территории РБ или нет.

Моментом начисления НДС при импорте услуг считается дата платежа или иного закрытия обязательств независимо от того, аванс это или оплата по факту.

Обратите внимание: если вы не являетесь плательщиком НДС и прежде не подавали налоговую декларацию по НДС, то первый раз она подается в месяце, следующем после импорта услуг. Так как отчетный период по НДС — календарный месяц. В последствии вы сможете перейти на ежеквартальную сдачу деклараций и уплаты НДС соответственно.

Если вы являетесь плательщиком НДС и уже сдаете отчетность ежеквартально, то по данному НДС за иностранного контрагента вы отчитываетесь, как и положено — за квартал.

С 1 января 2018 года иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме на территории Беларуси для физических лиц, в том числе ИП, должны самостоятельно производить исчисление и уплату НДС, представлять налоговую декларацию в налоговый орган Беларуси (п.5 ст. 92 НК).

Если иностранная организация стала на учет в Республике Беларусь, то ИП НДС за нее не уплачивает и декларацию не подает.

Проверить, что иностранная организация стоит на учете, можно здесь.

Обратите внимание: НДС не нужно уплачивать, если продавец услуг — иностранное физлицо или ИП.

С 1 июля 2017 года плательщикам НДС надо выставлять Электронные счета-фактуры на портал. Срок — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится Момент фактической реализации (день оплаты, авансового платежа, иного прекращения обязательств. Смотрите ч. 4 п. 5, абз. 2, ч. 4 п. 8 ст. 106-1 НК РБ, абз. 3 подп. 2.4 Указа №29).

ЭСЧФ выставляется независимо от того, являетесь вы плательщиком НДС по реализации или нет.

В случае, если вы уплачиваете налог на добавленную стоимость в Беларуси, суммы НДС, подлежащие уплате при приобретении услуг у иностранных организаций, можно взять к зачету на основании выставленного ЭСЧФ в отчетном периоде, следующем за периодом их исчисления.

Если вы не являетесь плательщиком НДС по реализации, то для вас услуга, полученная у иностранца, получится дороже на 20% от стоимости (на сумму, уплаченного НДС).

Если вы работаете с иностранными организациями, вам надо удержать налог из дохода своего иностранного партнера и уплатить его в бюджет РБ. 

Обратите внимание: своему иностранному поставщику вы будете перечислять сумму за вычетом НДИ. Но налоговая база НДС при этом не уменьшается на сумму удержанного НДИ. Она оплачивается с полной стоимости услуги.

Если вы — индивидуальный предприниматель, работаете через биржу фрилансеров или продаете приложение в Google Play /Apple Store, вы получаете услугу иностранного контрагента (хотя на первый взгляд кажется, что экспорт и импорт услуг вас не касаются).

 Потому что биржи и посредники перед тем, как отправить вам платеж, удерживают с предпринимателя свою комиссию. То есть оказывают услугу иностранного юрлица. Получается, что при экспорте услуг появляется импорт. При этом удержать из дохода иностранца ничего нельзя.

Зачастую деньги поступают уже с удержанием суммы дохода иностранной организации.

В таких случаях беларусская организация должна уплатить налог из собственных средств «сверх» вознаграждения (письмо МНС от 28.04.2017 N 4 25/000638-2). Это приводит к «удорожанию» услуги в среднем на 15%.

Налог не надо платить, если со страной, резидентом которой является ваш поставщик, заключен договор об избежании двойного налогообложения.

Если такой договор есть, получите его, предоставив справку о резидентстве контрагента. 

Также можно сделать выписку из общедоступных источников:

  • международного справочника The Bankers Almanac (издательство Reed Business Information);
  • международного каталога BIC Directory (издание S.W.I.F.T., Customer Operations Services, 1 Av, Adele, 1310 La Hulpe, Belgium);
  • международного справочника Airline Coding Directory (издание International Air Transport Association, Montreal-Geneva).

Узнать эту информацию онлайн можно в международном каталоге BIC Directory через сервис BIC Search компании SWIFT.

Если иностранец не дает справку, но вы знаете организацию, которая в Беларуси уже получила освобождение по данному контрагенту, обратитесь к её представителям. Также беларусская организация может запросить заверенную копию в налоговом органе. Такой способ подтверждения резидентства иностранца допустим.

Получив освобождение от НДИ, предоставьте документ в налоговый орган и подайте декларацию с освобождением за каждый месяц, обязательный для уплаты НДИ.

Источник: https://bel.biz/hacks/kak-rabotat-s-inostrannymi-kontragentami-i-kogda-kakie-nalogi-platit-10-kartochek-ob-nds-i-ndi/

Импорт услуг из стран Таможенного союза

Импорт услуг из белоруссии ндс


Как известно, Таможенный союз предусматривает образование “единой таможенной территории”. В соответствии с п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

При осуществлении сделок между налогоплательщиками НДС – участниками Таможенного союза внутри Таможенного союза необходимо руководствоваться, в частности: – Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г.

“О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе” (далее – Соглашение); – Протоколом от 11 декабря 2009 г. “О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе”; – Протоколом от 11 декабря 2009 г.

“О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе” (далее – Протокол о работах и услугах); – Протоколом от 11 декабря 2009 г. “Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов”.

В общем смысле под услугами понимаются полезные результаты производственной деятельности, удовлетворяющие определенные потребности граждан, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме, на которую могли бы распространяться права собственности.

Особенности определения места реализации услуг заключаются в том, что услугу нельзя увидеть или потрогать, ведь результат ее оказания не имеет материального выражения.

Однако для целей Соглашения в Таможенном союзе: – под работами понимается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц; – под услугами понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности, а также передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных прав. При выполнении работ и оказании услуг в рамках Таможенного союза применяется особый порядок исчисления и уплаты НДС.

Статьей 2 Протокола о работах, услугах установлено, что взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве – члене Таможенного союза (далее – ТС), территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ по переработке давальческого сырья).

Иными словами, порядок налогообложения регулируется налоговым законодательством той страны, территория которой признана местом реализации услуг или работ. Налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством государства – члена ТС, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено данным Протоколом. Чтобы читателю был более понятен порядок исчисления НДС при импорте услуг из стран ТС, рассмотрим импорт услуг в Россию из Белоруссии. Если мы рассматриваем импорт услуги из Белоруссии, то понятно, что в этом случае услуга, оказываемая белорусским партнером, должна оказываться им на российской территории. Значит, прежде всего необходимо определить место реализации услуг. При оказании белорусской компанией российской организации услуг (импорт услуг) местом реализации работ, услуг согласно положениям ст. 3 Протокола о работах и услугах признается территория Российской Федерации, если:

работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. 3 Протокола о работах и услугах).

Отметим, что данное правило применяется и в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества. В Письме Минфина России от 4 июля 2011 г. N 03-07-13/1-21 рассмотрен вопрос о применении НДС в отношении услуг, оказываемых белорусским государственным органом российской организации, по экспертному обследованию возможностей завода, расположенного на территории Российской Федерации. В данном Письме сообщается, что местом реализации услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом, к которому в том числе относятся предприятия как имущественные комплексы, признается территория государства – члена ТС, на которой находится недвижимое имущество. В связи с этим местом реализации услуг по экспертному обследованию возможностей завода по изготовлению насосного оборудования, расположенного на территории Российской Федерации, оказываемых белорусским государственным органом, признается территория Российской Федерации, и налогообложение таких услуг осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ);

работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства (пп. 2 п. 1 ст. 3 Протокола о работах и услугах).

Обратите внимание! Для целей Протокола о работах и услугах под транспортными средствами понимаются морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного “река – море” плавания; единицы железнодорожного подвижного состава; автобусы; автомобили, включая прицепы и полуприцепы; грузовые контейнеры (ст. 1 Протокола о работах и услугах).

Рассмотрим пример, когда белорусская компания оказывает услуги по техническому обслуживанию российских судов. Местом реализации услуг, связанных с движимым имуществом, признается территория Российской Федерации, если такое имущество находится на ее территории.

Техническое обслуживание осуществляется на территории Российской Федерации, следовательно, местом реализации услуг признается Российская Федерация и обложение НДС производится по ставке 18%;
услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории этого государства (пп. 3 п. 1 ст.

3 Протокола о работах и услугах). Иными словами, место реализации таких услуг определяется по месту их фактического оказания. Таким образом, если белорусская компания оказывает услуги по обучению российских специалистов и такое обучение происходит на территории Российской Федерации, то такие услуги облагаются НДС согласно положениям гл. 21 НК РФ.

налогоплательщиком (плательщиком) этого государства согласно пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола о работах и услугах приобретаются:

консультационные услуги (услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в том числе налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом); юридические услуги (услуги правового характера, в том числе предоставление консультаций и разъяснений, подготовка и экспертиза документов, представление интересов заказчиков в судах); бухгалтерские услуги (услуги по постановке, ведению, восстановлению бухгалтерского учета, составлению и (или) представлению налоговой, финансовой и бухгалтерской отчетности); аудиторские услуги (услуги по проведению аудита бухгалтерского учета, налоговой и финансовой отчетности); инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ их результатов); рекламные услуги (услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме); дизайнерские услуги (услуги по проектированию художественных форм, внешнего вида изделий, фасадов зданий, интерьеров помещений; художественное конструирование); маркетинговые услуги (услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров, работ, услуг в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров, работ, услуг, включая характеристику товаров, работ, услуг, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы); услуги по обработке информации (услуги по осуществлению сбора и обобщению информации, систематизации информационных массивов (данных) и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации); научно-исследовательские работы (проведение научных исследований, обусловленных техническим заданием заказчика); опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы (разработка образца нового изделия, конструкторской документации для него или новой технологии); работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных; услуги по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя. Заметим, что положения данного подпункта применяются также при: – передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав; – аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях движимого имущества, за исключением аренды, лизинга и предоставления в пользование на иных основаниях транспортных средств;

– оказании услуг лицом, привлекающим от имени основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ, услуг, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола о работах и услугах;

Рассмотрим пример, когда российская организация заказала белорусской компании разработку программы для ЭВМ. Белорусская организация не осуществляет деятельности на территории Российской Федерации.

Местом реализации работ, услуг по разработке программ для ЭВМ в рамках ТС признается территория государства – участника ТС, налогоплательщиком которого является покупатель указанных работ, услуг.

Так как покупатель – российский налогоплательщик, то, следовательно, в целях исчисления НДС местом реализации услуги по разработке программ для ЭВМ разработчиком – белорусской организацией признается территория Российской Федерации.

работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено пп. 1 и 4 п. 1 ст. 3 Протокола о работах и услугах. Это правило также применяется в отношении услуг по аренде, лизингу и предоставлению в пользование на иных основаниях транспортных средств.

Следует отметить, что документами, подтверждающими место реализации работ (услуг), согласно п. 2 ст.

3 Протокола о работах и услугах являются: – договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный между российской организацией – заказчиком и белорусской компанией – исполнителем; – документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;

– иные документы, предусмотренные законодательством государств – членов ТС.

Примечание. Напомним, что в силу п. 1 ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются: – российские организации;

– иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Так как белорусская компания от импорта услуг в Россию получает доходы от источников в Российской Федерации, то она признается налогоплательщиком налога на прибыль.

Возникает закономерный вопрос: кто должен его уплатить – российская сторона – заказчик или белорусская сторона – исполнитель? Заметим, что между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 г. Прибыль белорусской компании от оказания услуг может облагаться налогом на прибыль в Российской Федерации только в том случае, если указанная деятельность приведет к образованию постоянного представительства белорусской компании для целей налогообложения в Российской Федерации.

В ином случае прибыль белорусской компании, полученная в связи с импортом услуг, не приведших к образованию постоянного представительства этой белорусской компании для целей налогообложения в Российской Федерации, подлежит налогообложению в Белоруссии согласно нормам национального права Республики Беларусь.

Таможенное оформление импорта, Таможенный союз, Таможня и налоги

Источник: http://www.brokert.ru/material/import-uslug-tamozhennyy-soyuz

Импорт услуг из белоруссии ндс | Линия права

Импорт услуг из белоруссии ндс

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Импорт услуг из белоруссии ндс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В прошлом номере журнала мы рассказывали о новом порядке исчисления НДС при экспорте товаров из Белоруссии. Теперь поговорим об изменениях в исчислении НДС при импорте товаров из этой страны.

При ввозе каких-либо товаров из-за рубежа необходимо уплатить налог на добавочную стоимость, этот момент регламентируется Налоговым кодексом и Таможенным кодексом РФ.

Налоговый кодекс – ст. 152, п. 1. В пределах Таможенного союза на таможне выплачивать налоги нет необходимости. Например, при импорте из Белоруссии НДС рассчитываться особым образом, и многие пошлины отменены.

Особенности уплаты ндс при импорте товаров из белоруссии

Во всех случаях товар пересёк границу Российской Федерации, прошёл таможенный контроль и подлежит исчислению НДС. Плательщиками НДС при импорте товаров из Белоруссии выступают не только организации и индивидуальные предприниматели, применяющие в своей деятельности основную систему налогообложения (ОСНО), но и налогоплательщики, работающие на специальных режимах (ЕНВД, УСН, ЕСХН).

Учитывая продолжительность налогового периода (1 месяц) при импорте товара из Белоруссии, срок подачи налоговой декларации ограничен 20-м числом следующего месяца. Иначе говоря, импортёр до 20 числа следующего месяца обязан как предоставить налоговую декларацию в ИФНС, так и произвести уплату НДС.

Поскольку Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе».

НДС при импорте Актуально на: 20 февраля 2019 г. По общему правилу, ввоз товаров на территорию РФ облагается НДС (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Причем уплачивать ввозной НДС должны абсолютно все импортеры: плательщики НДС, освобожденные от обязанностей плательщиков НДС, а также организации и ИП на спецрежимах.

По кнопке «»Выгрузить»» формируются файлы выгрузки «Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» и «Статистическая форма учета и перемещения товаров».

Экспорт в беларусь ндс и бухгалтерский учет 2018

Для целей Протокола о работах и услугах под транспортными средствами понимаются морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного «река — море» плавания; единицы железнодорожного подвижного состава; автобусы; автомобили, включая прицепы и полуприцепы; грузовые контейнеры (ст. 1 Протокола о работах и услугах).

Таможенной процедурой называется процесс, осуществляемый таможней при ввозе каких-либо товаров или услуг на территорию РФ.

При импорте товара подобного рода необходимо в обязательном порядке уплатить сборы за оформление, налог на добавочную стоимость, пошлины.

Сумма НДС, указанная в декларации по косвенным налогам, переносится в строку 160 раздела 3 общей декларации по НДС. После этого импортер – собственник ввозимых товаров может принять уплаченный налог к вычету.

Ндс при импорте из белоруссии в россию: нюансы 2017-2018

Днём представления декларации считается:

  • день принятия декларации налоговым органом;
  • день отправки декларации почтовым отправлением;
  • день отправки декларации по каналам телекоммуникационной связи

Также необходимо учитывать акцизы. В партии 7000 шт. сигар. Умножаем это количество на 17.7 рублей, получаем 124.250 тыс. рублей. Сигары облагаются налогом на добавочную стоимость, величина которого составляет 18%. Рассчитать НДС при осуществлении импорта на территорию РФ довольно просто. Для этого достаточно воспользоваться всего лишь одной формулой, состоящей из нескольких переменных.

Любой товар, ввозимый в Российскую Федерацию из другой страны, обязательно облагается налогом. У организаций, как показала практика, проблем с взиманием НДС при импорте услуг на таможенной границе не возникает.

И не позднее этого же периода организация должна предоставить налоговую декларацию специального образца на вывозимый из Белоруссии товар (она предусмотрена тем же Приложением).

Уплата НДС при импорте товаров в налоговой инспекции по месту регистрации намного проще, чем уплата таможенной пошлины непосредственно на таможенном посту.

Перечень товаров, которые не облагаются НДС при ввозе на территорию России, приведен в ст.150 Налогового кодекса. В их числе важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника, необработанные природные алмазы, ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты, векселя) и другие товары (см. таблицу).

При этом налоговая база на налог НДС определяется по факту становления товара на налоговый учет и включает стоимость сделки (товара), расходы на транспортировку и доставку импортеру (эти расходы учитываются в том случае, если не включены в стоимость сделки).

То же самое относится и к товарам, которые согласно законодательству Российской Федерации не облагаются НДС при ввозе. Если продукты переработки ввезенных в Россию товаров были реализованы на ее территории, такая реализация облагается НДС в общем порядке, то есть в соответствии с гл.21 Налогового кодекса.

В соответствие с данным Соглашением при импорте товаров из Белоруссии исчислить и уплатить с данной операции НДС должен российский покупатель.

При импорте товаров из Республики Беларусь плательщиком НДС признается российский импортер независимо от того, является ли поставщик белорусской организацией либо организацией иного государства.

Ответ: Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные (зачтенные) по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории Белоруссии, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Источник: http://dv26.ru/vzyskaniya/2002-import-uslug-iz-belorussii-nds.html

Импорт работ и услуг: практика исчисления НДС

Импорт услуг из белоруссии ндс

1. Для того чтобы при импорте работ, услуг белорусская организация являлась плательщиком НДС, должны быть одновременно выполнены 2 условия, а именно:

а) продавцом работ и услуг должна быть иностранная организация, не осуществляющая деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящая в связи с этим на учете в налоговых органах РБ;

б) местом реализации работ, услуг должна являться территория Республики Беларусь.

При приобретении работ, услуг и наличии вышеперечисленных условий белорусскому заказчику следует произвести исчисление и уплату НДС в соответствии со ст. 92 Налогового кодекса РБ (далее – НК).

Так, при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права.

2. Место реализации работ и услуг следует определять в соответствии со ст. 33 НК, а в отношениях с налогоплательщиками государств – членов Таможенного союза – на основании ст. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее – Протокол по услугам).

При этом взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляют в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, за исключением работ, указанных в ст.

 4 Протокола по услугам, т.е.

работ по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию одного государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза с последующим вывозом продуктов переработки на территорию другого государства.

При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяют в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, территория которого признана местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом по услугам.

На основании ст. 33 НК и ст. 3 Протокола по услугам можно сделать вывод, что место реализации работ (услуг) в зависимости от их вида может быть определено:

– по месту нахождения имущества, в отношении которого работы (услуги) выполняют (оказывают);

– по месту выполнения (оказания) работ (услуг);

– по месту нахождения покупателя этих работ (услуг);

– по месту деятельности лица, которое эти работы (услуги) выполняет (оказывает).

3. Рассмотрим вышеизложенное на конкретных ситуациях. Вначале рассмотрим порядок определения места реализации конкретных работ, услуг, а затем – каким образом организации должны производить исчисление НДС по импортируемым работам, услугам.

Ситуация 1

Литовская организация на территории Литовской Республики в 2012 г. в качестве агента производит услуги по оценке объекта недвижимости по заказу белорусской организации.

Белорусскому заказчику этих услуг не следует производить исчисление НДС от их стоимости.

Обоснование

Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признают территорию Республики Беларусь, если работы, услуги непосредственно связаны с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Республики Беларусь.

Настоящее положение применяют и в отношении сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и в наем недвижимого имущества, а также в отношении услуг экспертов и агентов по оценке недвижимого имущества (подп. 1.1 п. 1 ст. 33 НК).

Поскольку оказаны услуги агента по оценке недвижимого имущества, находящегося не на территории Республики Беларусь, то местом их реализации территорию Беларуси не признают.

Ситуация 2

Немецкая организация оказала белорусскому заказчику консультационные услуги в части здравоохранения на территории Германии.

Белорусской организации следует производить исчисление НДС при приобретении консультационных услуг в общеустановленном порядке.

Обоснование

Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признают территорию Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь.

В случае если покупатель работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности – иностранная организация, а потребителем являются ее филиал или представительство, которые осуществляют деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом нахождения которых является Республика Беларусь, местом реализации работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности признают территорию Республики Беларусь.

Эти положения применяют также в отношении оказания аудиторских, консультационных, маркетинговых, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых (включая предпроектные, проектные услуги, проектно-конструкторские разработки), рекламных услуг, услуг по обработке информации, предоставлению информации, дизайнерских услуг (включая услуги по разработке дизайн-макетов), выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ (подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК).

Консультационные услуги – услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в т.ч. налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом (п. 3 ст. 33 НК).

В связи с тем что потребителем консультационных услуг является белорусская организация, местом их реализации признают территорию Республики Беларусь несмотря на то, что фактически консультация проводилась на территории Германии.

Ситуация 3

Литовская организация оказала белорусской организации услуги по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере в Литве.

При приобретении услуг по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере белорусскому заказчику следует производить исчисление НДС в Республике Беларусь.

Обоснование

Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признают территорию Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Беларусь.

Эти положения применяют также в отношении оказания услуг по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере и (или) услуг по его техническому обслуживанию, услуг по проектированию, разработке, оформлению и модификации веб-страниц, созданию баз данных, обеспечению доступа к ним (подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК).

Таким образом, местом реализации услуги по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере признают территорию Республики Беларусь, так как они приобретаются белорусским субъектом предпринимательской деятельности.

Ситуация 4

Литовская организация оказала услуги по проведению аудита финансовой отчетности белорусской организации на предмет ее соответствия международным стандартам.

Местом реализации этих услуг является территория Республики Беларусь, а значит, белорусской организации следует произвести исчисление НДС.

Обоснование

Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признают территорию Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь.

Эти положения применяют также в отношении оказания аудиторских, консультационных, маркетинговых, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых (включая предпроектные, проектные услуги, проектно-конструкторские разработки), рекламных услуг, услуг по обработке информации, предоставлению информации, дизайнерских услуг (включая услуги по разработке дизайн-макетов), выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ (подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК).

Аудиторские услуги – услуги по проведению аудита бухгалтерского учета, налоговой и финансовой отчетности (п. 3 ст. 33 НК).

Ситуация 5

Белорусская организация осуществила в 2012 г. оплату за участие в симпозиуме, проводимом в Литовской Республике.

При оплате за участие в симпозиуме, проводимом в Литовской Республике, исчисление НДС белорусская организация в Республике Беларусь не производит.

Обоснование

Освобождают от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, работ (услуг), связанных с участием белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в международных конференциях, форумах, симпозиумах, конгрессах, в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в иностранных государствах (подп. 1.46 п. 1 ст. 94 НК).

Положения ст. 94 НК распространяются также на обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ (подп. 4.1 п. 4 ст. 94 НК).

Ситуация 6

Белорусская организация – арендатор выплачивает российскому арендодателю арендную плату за аренду воздушного судна по договору аренды (фрахтования) для перевозки пассажиров и багажа.

При оплате арендной платы за аренду воздушного судна российскому налогоплательщику исчисление НДС белорусский арендатор в Республике Беларусь не производит.

Обоснование

Местом реализации работ, услуг признают территорию государства – члена Таможенного союза, если работы выполняет, услуги оказывает налогоплательщик (плательщик) этого государства, если иное не предусмотрено подп. 1–4 п. 1 ст. 3 Протокола по услугам.

Эти положения применяют также при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств (подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола по услугам).

Транспортные средства – это морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного “река – море” плавания; единицы железнодорожного подвижного состава; автобусы; автомобили, включая прицепы и полуприцепы; грузовые контейнеры (ст. 1 Протокола по услугам).

При аренде воздушного судна, т.е. транспортного средства, у налогоплательщика Российской Федерации местом реализации признают территорию Российской Федерации.

Ситуация 7

Белорусская организация приобретает авторские права непосредственно у автора литературного произведения, являющегося физическим лицом – гражданином иностранного государства (Республика Польша).

Местом реализации в данном случае признают территорию Республики Беларусь.

При этом, так как обладателем реализуемых прав является не иностранная организация, а физическое лицо, вышеуказанные права не подлежат обложению НДС на территории Республики Беларусь, так как в ст. 92 НК речь идет только об организациях.

Обоснование

Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признают территорию Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь.

Эти положения применяют также в отношении получения, поддержания в силе патентов, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, перехода прав на объекты интеллектуальной собственности.

Ситуация 8

Российской организацией, не имеющей представительства на территории Республики Беларусь, оказаны белорусской организации услуги транспортной экспедиции, связанные с перевозкой экспортируемых из Республики Беларусь товаров железнодорожным транспортом.

Исчисление НДС белорусский заказчик в Республике Беларусь не производит.

Обоснование

Местом реализации работ, услуг признают территорию государства – члена Таможенного союза, если работы выполняет, услуги оказывает налогоплательщик (плательщик) этого государства, если иное не предусмотрено подп. 1–4 п. 1 ст. 3 Протокола по услугам (подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола по услугам).

Поскольку подп. 1–4 п. 1 ст. 3 Протокола по услугам не предусмотрено определение места реализации экспедиторских услуг, то при их оказании налогоплательщиком Российской Федерации местом их реализации признают территорию Российской Федерации.

Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/nedostup-import-rabot-i-uslug-praktika-i_0000000

Область права
Добавить комментарий